Олег Устенко, исполнительный директор Международного фонда Блейзера:
- В этом бюджете есть огромное количество рисков. Что касается доходной части государственного бюджета, у меня есть сомнения, например, по поводу статей, которые относятся к "поиску сокровищ" прежнего режима. А если не найдем - каким образом будет формироваться доходная часть? Еще один вопрос касается приватизации на 17 млрд грн. В этом году мы выполнили план по приватизации меньше чем на 1%, какова вероятность, что получим 17 млрд в следующем году?
Следующий вопрос – увеличение акцизов на 20-30%. Мировой опыт говорит, что обычно эффективным является увеличение акциза на табак на 10-20%, а мы говорим о 30%. Учитывая, что часть восточной границы не контролируется, а таможня является одной из самых высококоррумпированных институций в стране, велика вероятность, что откроются контрабандные каналы, и государство недополучит даже те средства, которые могло бы получить при старом акцизном режиме.
Нерешенный вопрос и с минимальной заработной платой. Логично, чтобы это повышение прошло по всей тарифной сетке, но где на это брать деньги? Поэтому, скорее всего, тарифную сетку от величины 3200 отвяжут и зарплаты бюджетников будут рассчитывать на основании прежнего параметра – 1600 грн.
Еще один наболевший вопрос - Пенсионный фонд, дыра в котором в этом году составляла 6,4% ВВП. И, конечно, "ПриватБанк" - новая дыра в 5,5 млрд долларов.
Александр Дудчак, экономист:
- Бюджет-2017 ожидаемо невыполним. Начать хотя бы с несоответствия между запланированным курсом гривны, уровнем инфляции и ростом доходов. Надо остановиться на чем-нибудь одном: или рост номинальных доходов, или инфляция на уровне 8,1%. Заявление о росте ВВП на 3-4% вообще нельзя воспринимать всерьез. Выход "в ноль" по итогам 2017-го – это уже победа. То, что обещают рост минимальной зарплаты до 3200 грн., никого не должно вводить в заблуждение – роста реальных доходов населения не будет. Для этого нет реальных оснований, нет предпосылок для роста производства и экспорта. Не заботой о населении руководствуется правительство, повышая минималку, а исключительно ради повышения сбора налогов.
Дмитрий Кучер, финансовый эксперт FIBO Group:
- Не нужно быть предсказателем, чтобы прогнозировать: Бюджет-2017 Украина не выполнит. К сожалению, заявленные источники наполнения бюджета, в частности, приватизация, не дадут ожидаемого результата. Страна, по сути, находится в состоянии войны, и инвесторы не торопятся вкладывать деньги в рисковую экономику. План по приватизации не выполнился еще ни разу, а, значит, это уже статистика и рассчитывать на чудо в 2017 году нет смысла.
Правительство также рассчитывает на то, что установление в 2016-м контроля над янтарной отраслью сможет принести свои дивиденды в 2017-м: Кабмин ожидает получить в бюджет 4,5 млрд грн. ренты от добычи янтаря. Но, во-первых, это слишком молодая отрасль, чтобы строить такие амбициозные планы, а во-вторых, даже эта цифра имеет весьма незначительный удельный вес в общей сумме планируемых доходов бюджета в 721,398 млрд. грн.
Так что, по всей видимости, наполнение бюджета, как и в прошлые годы, будет осуществляться за счет инфляции и снижения курса гривны.
Андрей Вигиринский, юрист:
- Пакет законов, принятых вместе с бюджетом, подразумевает значительные перемены в фискальной нагрузке, а также общих админрасходах. Заработают они так, как того хотят в правительстве либо же эффект будет противоположным, мы узнаем только со временем. Это касается как повышения акцизов на табак и алкоголь, так и реформу "минималки". Если вследствие повышения акцизов уменьшиться официальный объем потребления, поступления в бюджет расти не будут, и отраслевые представители об этом неоднократно заявляли.
Приватизация, как способ пополнения спецфонда, в силу того, что в самом Фонде госимущества сейчас планируется проведение аудита и затем решение кадровых вопросов, также не может считаться устойчивым показателем. Впрочем, как и в прошлые годы.
Несколько лет подряд мы не получаем сумму заимствований от международных доноров, согласно утвержденному графику, поскольку не выполняем условия.
Дополнительные средства на дороги - тоже не абсолютная цифра.
Вообще, надо понимать, что это не финальные и "ультимативные" показатели бюджета. Скорее всего, они будут корректироваться в течение года, исходя, во-первых, из того, как они проявят себя, во-вторых, вследствие необходимости перераспределения средств.