Наш корреспондент попробовал получить внушительную компенсацию от авиакомпании. И этот опыт пригодится всем, кто планирует провести новогодние каникулы за границей.
- Мы ленивы и нелюбопытны, а любопытство приносит доход. Это я теперь точно знаю, - рассказывает журналист "КП" Андрей Дятлов. - Мы с супругой из отпуска должны были лететь домой из Флоренции, но в ночь вылета "Айр Франс" прислала эсэмэску о том, что рейс наш отменен. Без объяснения причин. Пока у нас лезли глаза на лоб ("Что делать-то?!"), авиакомпания сообщила, что подобрала для нас вариант, но с вылетом через два дня. Слава богу, впереди были выходные, хозяева квартиры, где мы жили, разрешили переждать эту беду с вылетом почти бесплатно. И мы еще два денька понежились на солнышке в столице блокбастера "Инферно". За свой счет, естественно.
После этого Андрей нашел офис авиаперевозчика, отыскал окошечко для жалоб и нажаловался сполна, изложив всю эту историю и приложив фото всех документов, которые имел: посадочные талоны, бронь на рейс, который отменили, электронный заказ билетов из Флоренции, в общем, все, чем был богат. И надо же - через несколько дней пришел ответ!
Извинения, сочувствия и, главное, предложение: либо ваучер на покупку двух билетов авиакомпании в течение года, либо денежка. Мы посоветовались с женой, и я отписал: "Лучше деньгами". У меня запросили номера банковских карт, и - о чудо! - еще через пяток дней нам каждому капнули почти по 12 тысяч гривен на карты. Искренне благодарим!
- Ну что тут сказать? Дурак же я был, - смеется Андрей Дятлов. - Сколько за спиной осталось задержек рейсов, дважды к нам не долетали наши чемоданы, один раз мой чемодан из Парижа ехал домой три (!) месяца! Это ж Клондайк! И дело не в меркантильности. Просто с какого перепугу мы, пассажиры, должны оплачивать чужое разгильдяйство? Так что не ленитесь - пишите жалобы и требуйте компенсаций. За спрос денег не берут, а вот дать их могут.
Пять самых частых проблем, с которыми сталкиваются авиапассажиры
Задержка вылета
Статья 106 Воздушного кодекса предусматривает, что в случае задержки рейса дальностью до 1500 км на 2 часа, рейса дальностью от 1500 до 3500 км на 3 часа, рейса дальностью более 3500 км на 4 часа пассажирам должны быть предоставлены услуги:
Если отправление рейса откладывается на следующий день, часть 2 статьи 106 предусматривает, что авиакомпания должна предоставить пассажирам номера в отеле, питание и трансфер по маршруту аэропорт - отель - аэропорт.
Если задержка рейса превышает 5 часов, то пассажир имеет право вернуть деньги за билет и отказаться от перевозки или изменить маршрут, в том числе перенеся дату отправления на другую дату.
Отмена рейса
В этом случае авиакомпания должна вернуть полную стоимость авиабилета или неиспользованных сегментов в течение 7 дней, или изменить маршрут и отправить пассажира при первой возможности или в более поздний срок при желании пассажира и наличии свободных мест.
При этом пассажир также имеет право на получение денежной компенсации, если его не проинформировали об отмене рейса:
Авиаперевозчик должен выплатить денежную компенсацию следующего размера:
Авиакомпания имеет право уменьшить компенсацию на 50%, если пассажиру предлагается замена маршрута перевозки до его пункта назначения альтернативными рейсами, время прибытия которых не превышает запланированного времени:
При этом выплата компенсации не освобождает авиаперевозчика от обязанности предоставить авиапассажиру на выбор услуги и возмещение затрат - возможность вернуть стоимость билета или перенести вылет на другую дату и предоставление питания, напитков, номера в отеле и т.п.
Не хватило места
Бывают случаи, что билетов продано больше, чем в самолете мест. В этом случае авиакомпания должна провести опрос пассажиров для соблюдения их прав с целью выявить желающих добровольно отказаться от перелета в обмен на согласованную компенсацию. Кроме этого, пассажиру должны предложить опции: вернуть потраченные на покупку авиабилета деньги или изменить его маршрут (дату вылета).
Если добровольно отказавшихся от перелета пассажиров не нашлось, авиакомпания вправе отказать пассажиру или пассажирам в перевозке против их воли. При этом размеры и условия компенсации будут точно такими же, как при отмене рейса (см. выше).
Понизили класс
Если пассажир приобрел билеты бизнес-класса, но авиаперевозчик изменил класс на экономический, в течение 7 дней он должен возместить пассажиру:
Компенсация за понижение класса рассчитывается за каждый сегмент перелета, в котором было осуществлено понижение класса.
Потеряли багаж
Ситуация, когда ваш чемодан улетел в другую страну, – не редкость. Чаще всего это случается на пересадках. Но бывают казусы и на прямых рейсах. Чаще всего чемодан приезжает в тот же день или на завтра. Но бывает, что он и пропадает.
После 21 дня отсутствия багаж считается потерянным, и пассажиру выплачивается компенсация. Для этого в авиакомпанию необходимо предоставить копию акта о неприбытии багажа, билет и багажную бирку. По Варшавской конвенции обязательная минимальная сумма составляет $20 за килограмм, и перевозчики очень редко платят больше. Причем авиаперевозчику абсолютно все равно, чем были забиты ваши сумки - старым бельем или дорогостоящими вечерними туалетами. Так что советуем не сдавать в багаж фотоаппараты, видеокамеры, дорогие ювелирные украшения и другие ценные вещи - в полном объеме компенсировать их потерю авиакомпания не обязана. Однако если у вас сохранились чеки на купленные вещи, авиакомпания может частично или даже полностью выплатить вам за эти вещи деньги.
Если чемодан был испорчен, то тоже стоит обратиться в офис Lost and Found, где вам обязательно должны составить акт о порче багажа, с которым нужно обращаться в авиакомпанию.
Если представительство вашей авиакомпании в этом аэропорту отсутствует, то по возвращении в Украину нужно опять обратиться в офис Lost and Found и написать заявление о возмещении убытков за поврежденный багаж. Ваши документы передадут в центральный офис авиакомпании. Авиакомпания решит, на какую сумму причинен ущерб. Либо вам выдадут сумму на покупку нового чемодана, либо на ремонт испорченного. Сумма компенсации зависит исключительно от решения авиакомпании.