3 ноября депутаты приняли Законопроект "О мерах, направленных на урегулирование задолженности теплоснабжающих и теплогенерирующих организаций и предприятий централизованного водоснабжения и водоотведения за потребленные энергоносители". Для чего этот законопроект вносился и почему был проголосован так оперативно, "КП" в Украине" рассказал юрист Андрей Вигиринский.
- На начало октября 2016-го суммарная просроченная задолженность перед НАКом предприятий ТКЭ и ТЭЦ за природный газ, использованный для производства тепловой энергии, составляла около 17,6 млрд грн, из которых 2,4 млрд грн - за 2016 год. На начало июля эти цифры были 17,9 млрд. и 2,4 млрд. соответственно, - говорит эксперт. – Задолженность 23 предприятий ТЭЦ и 5 генерирующих компаний, которым "Нефтегаз" поставил природный газ для производства электроэнергии, составила около 2,3 млрд грн (на начало июля - 2,08 млрд.). То есть, динамика не позволяет говорить о резком сокращении долга.
Несмотря на это, НАК, как компания-кредитор, инициировал судебные разбирательства о взыскании задолженности, и к середине года были арестованы счета 104 из 174 предприятий, которые работают по лицензиям НКРЭКУ.
С одной стороны, говорит Вигиринский, НАК понять можно: есть долг, и компания принимает меры, дабы вернуть деньги. С другой стороны, можно посочувствовать и предприятиям-должникам, источник дохода которых - это оплата услуг потребителями.
Конечно, можно было бы заложить расходы на погашение задолженности в расчетную себестоимость тарифа. Но это приведет к еще большему росту тарифов, что уже даже трудно себе представить. Погашать через систему субсидий тоже не получается, поскольку в этом случае зашкалит уровень дефицита бюджета. В итоге остается одно простое решение: не погашать долг. Причем предприятию-должнику практически ничего не грозит, ведь начало отопительного сезона все равно заставит власти разблокировать счета и закрыть глаза на судебные решения о взыскании.
- Это могло бы продолжаться годами, но запущенные процессы создания рынка природного газа, электроэнергии, реформы НАК, НКРЭКУ и т.д. требуют "обнуления балансов", - поясняет юрист. – Кроме того, программа энергоэффективности требует привлечения инвесторов, но с арестованными счетами на деньги инвесторов рассчитывать не приходится.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, на 01.07.2016 общая задолженность предприятий жилищно-коммунальной сферы составила 15,2 млрд грн. А пени, штрафные и финансовые санкции составили 4,5 млрд. грн.
По словам юриста, законопроект предлагает следующий алгоритм. На первом этапе бюджет погашает долг перед частной компанией, которая за счет этих средств погашает свой долг перед НАКом, а "Нефтегаз" возвращает средства в бюджет в виде налогов. Правда, в проекте Бюджета на 2017 год найти сумму расходов на такие субвенции не удалось – скорее всего, они просто не предусмотрены. Из чего следует, что дополнительно высвобожденные средства в результате финансовой децентрализации, местные бюджеты в 2017 году будут вынуждены направлять не на развитие, а на погашение задолженности по разнице в тарифах за прошлые годы.
Если в бюджет не внесут изменения и не заложат субвенции местным бюджетам, получится странная ситуация: местный бюджет будет компенсировать предприятию долги, оно будет погашать долги перед НАКом, а НАК будет наполнять Государственный бюджет.
Второй этап урегулирования задолженности состоит в реструктуризации на 5 лет кредиторской задолженности предприятий теплоэнергетики за природный газ, использованный до 1 июля 2016 года для производства тепловой энергии, услуг по отоплению и поставке горячей воды, непогашенной по состоянию на 31 декабря 2016 года.
Неустойки, штрафы, проценты, инфляционные начисления и т.д. предлагается списать.
- То есть 4,5 млрд грн штрафных санкций за просрочку обязательств, которые юридическая служба НАКа доблестно отсуживала у предприятий-поставщиков, будут фактически списаны в убытки компании, - подытожил Вигиринский. – А местным бюджетам придется сделать то, что за несколько лет не удалось сделать за счет Госбюджета: компенсировать разницу между экономически обоснованными и не совсем обоснованными тарифами на немалую сумму – 5-7 млрд грн.
Предприятия-поставщики услуг погасят долг перед НАКом, но не весь. И тут нужно акцентировать внимание на задолженности населения за потребленные услуги по централизованному отоплению и снабжению горячей водой (4,6 млрд грн.). Дело в том, что эти средства производители и поставщики услуг должны погашать за счет поступлений от добросовестных плательщиков. Но остается вопрос, как они будут работать с должниками.
Сегодня сложно прогнозировать, будут это коллекторы или судебные иски с последующим обращением к частным исполнителям, говорит Вигиринский. Ясно одно: частные компании – это не правительство с госбюджетом, они долги не прощают.