Правительство изыскало резервы на рост минимальной зарплаты и уверяет, что это не приведет ни к инфляции, ни к девальвации. Но так ли это на самом деле? "КП" в Украине" поинтересовалась, что пишут по этому поводу эксперты в соцсетях.
Андрей Вигиринский, аналитик:
"Как рост минималки будет реализован с точки зрения расходов бюджета? Ответ раскрывается одной строкой в презентации, прикрепленной к новости, и звучит дословно так: "Минимальная заработная плата не будет применяться как расчетная величина при определении должностных окладов". В качестве примера приводится норма Закона "О судоустройстве и статусе судей", согласно которой должностной оклад судьи местного суда установлен в размере 10 минимальных заработных плат, то есть повышение МЗП на 1600 грн, должно было бы повысить оклад судьи на 16 000 грн.
Понятно, что это означало бы удвоение расходов бюджета на оплату труда всех бюджетников, чего смета не вытянет.
Поэтому, минималку, за которую сегодня работают 45% населения, поднимают в два раза, отчисления бизнеса в бюджет увеличиваются пропорционально, при следующем назначении субсидий, ее размер на домохозяйство уменьшается в силу увеличения официального дохода, а для бюджета сокращается расходы на финансирование этой статьи. Словом, все то, о чем говорил Рева еще в начале лета.
Победа. Все хотели детенизации, начинаем с МЗП".
Олег Устенко, исполнительный директор Международного фонда Блейзера:
"Вопрос первый. Уверено ли правительство, что у бизнеса найдется свободных около 10 млрд. грн. в годовом исчислении для того, чтобы обеспечить данный рост минимальной заработной платы? И что думает по этому поводу средний и малый бизнес? Они смогут "устоять"?
Вопрос второй. Не возникнет ли всплеск безработицы из-за невозможности для бизнеса "повесить" на себя дополнительный счет на оплату персонала?
Вопрос третий. Насколько обоснованно предположение правительства, что мгновенно произойдет "отклик со стороны" предложения и импорт "не полезет" вверх?
Вопрос четвертый. Уверено ли правительство, что при увеличении минимальной заработной платы не "шатнет" инфляцию и курс?
Вопрос пятый. Если мера по увеличению минимальной заработной платы рассматривается как возможный путь детенизации экономики, существует ли абсолютная уверенность в том, что рынок труда не "загонят" дополнительно в тень?
Вопрос шестой. Просчитана ли дополнительная нагрузка для бюджета от увеличения минимальной заработной платы для всей "сетки" бюджетников, которая привязана к минималке?
Вопрос седьмой. Не лучше ли было делать стремительные структурные реформы? Обеспечить экономический рост страны за счет инвестиционного компонента, а потом уже ставить вопрос об увеличении минималки?
Вопрос восьмой. Подобное резкое увеличение минималки обычно используется на пиках политических циклов в риторике левых. В экономической политике начинается "крен" в левизну?
Вопрос девятый. А если это не сработает и не даст ожидаемых результатов, а наоборот, возможен ли "откат" назад?"
Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра:
"Теперь все точно понятно. Гройсман назвал курс гривны на 2017 год - 32 грн за доллар. Минимальная зарплата - 3200 грн, это как раз будет 100 долларов США. Мечта украинского народа".
Кирилл Молчанов, политолог:
"Острое желание повысить минимальную зарплату вдвое можно объяснить следующими версиями:
1. Резко обострившееся чувство заботы о простых гражданах со стороны правительства.
2. Издевательство от советников и политтехнологов премьера, которым, наверное, не доплачивают.
3. Диверсия Кремля.
4. Попытка сделать крайними депутатов если они не захотят подобный бюджет голосовать (правда, популисты в Раде будут требовать еще поднять раза в 2-3).
5. Подготовка к вероятным выборам на конец марта. При таких раскладах удвоенную минималку бюджетникам надо будет выплатить только в феврале и марте, а после выборов - хоть потоп.
6. Назло МВФ который так вчера и не приехал.
7. Малоизученный феномен которому нельзя дать однозначную оценку".
Даниил Монин, соавтор налоговой реформы:
"Про минималку 3200. Выскажусь кратко: нет смысла обсуждать, пока не видишь цифр. Цифры должен посчитать Минфин. Соответственно скорее всего должны изменится
1) Доходы от ПДФО
2) Расходы на субсидии
3) Расходы на дотации Госбюджета в Пенсионный фонд
4) Расходы министерств и общие затраты на бюджетных работников
5) Другое
После этого можно сделать сверку с предыдущей версией бюджета и делать выводы.
Но по первичному ощущению, скорее всего, это опять рост уровня перераспределения ВВП через государство, либо все-таки стимулирование экономического роста, и государство пересмотрит плановую сумму ВВП на 2017 год. В любом случае это должно фигурировать в бюджете".
Александр Дубинский, журналист:
"А вот и новый "народный радетель" прорезался...
Роман Насиров: "наступного року заробітна плата має бути збільшена до 5 000, а потім і до 7 500 грн."
То есть, в качестве налоговых начислений (ЕСВ) работодатель в 2017 году заплатит 1100 грн., а в 2018 году - уже 1550 грн. за каждого работающего. Сейчас, для сравнения, платит 341 грн.
А каждый работающий заплатит в следующем году государству минимум 900 гривен, а через год - 1350 гривен. Сейчас платит с минималки 279 гривен.
Если вы еще не поняли, то начинается новый этап погружения чиновничьих ручонок в наши карманы и карманы работодателей, из которых хочется вынимать все больше и больше гривен - через налоги.
При этом экономический рост, который должен эти налоги нам компенсировать - правительство не обещает. А налоговые стимулы для малого бизнеса сокращаются.
Жду, когда заговорят о трудовой повинности".