Сам документ еще не опубликован, но основные моменты понятны. Во-первых, вопреки предыдущим заявлениям, у получателей субсидий возможности оформить рассрочку не будет.
Во-вторых, растянуть во времени получится только оплату услуг централизованного отопления. Для получения рассрочки потребитель должен обратиться с заявлением к поставщику тепла, в котором подтвердит, что не получает субсидию и гарантирует оплатить все до копеечки.
Как пояснил глава Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, Дмитрий Вовк, принятый Кабмином документ регламентирует условия получения рассрочки, которая предоставляется по заявлению потребителя. Начиная с даты подачи заявления ежемесячно в течение отопительного периода тепло-коммунальное предприятие будет выставлять счет в виде 50% от начисленной платы за потребленную услугу. Вторую половину суммы потребителю выставят в течение межотопительного периода с мая по сентябрь равными частями. Самостоятельно считать ничего не нужно – все расчеты возьмет на себя поставщик услуги. После получения заявления о рассрочке, тепло-коммунальное предприятие предусмотрит в платежном документе две графы – для оплаты в период отопительного сезона и для оплаты в межотопительный сезон.
Пояснение чиновников о том, что документ был разработан с целью снижения финансовой нагрузки на население, эксперты восприняли, как попытку сделать хорошую мину при плохой игре.
- В правительстве понимают, что количество неплатежей вырастет, - говорит энергетический эксперт Валентин Землянский. – А, как известно, если процесс нельзя остановить, его нужно возглавить. Вот правительство и пошло по этому пути, назвав неплатежи реструктуризацией.
Впрочем, говорят юристы, причина реструктуризации лежит гораздо глубже, нежели просто желание выдавать желаемое за действительное, и у правительства есть "хитрый план".
- Написав заявление о рассрочке, потребитель фактически признает долг перед компанией и обязуется его выплатить, - говорит юрист Андрей Вигиринский. – В любом случае, неплательщику этот долг не простили бы, ведь это прямые убытки компании-поставщика. Но если без договора о рассрочке компании пришлось бы обращаться в суд, где бы долг зафиксировали и приняли решение о взыскании, то заявление с просьбой предоставить рассрочку облегчает поставщику жизнь. Ведь потребитель без лишних разговоров и судебных разбирательств не только признает свой долг, но и берет на себя обязательство его погашать!
То есть заявление на рассрочку – это не шаг навстречу обнищавшим украинцам с целью облегчить им жизнь, а, по меньшей мере, взаимовыгодный документ. Потребителям он позволит растянуть нагрузку на семейный бюджет, а поставщикам - урегулировать вопросы неплатежей без суда.