На прошлой неделе ВР приняла в первом чтении два связанных законопроекта относительно создания Дорожного фонда в Украине. Эксперты соглашаются: необходимость что-то делать с дорогами назрела уже давно – это очевидно каждому автомобилисту. Еще очевиднее эта необходимость становится исходя из логистических возможностей Украины, как страны- транзитера.
- Введя платный проезд для грузового транспорта, можно будет создавать придорожную инфраструктуру, рабочие места, - говорит аналитик Андрей Вигиринский. – А рациональный выбор технологии сооружения новых путей, из материалов, производящихся на украинских предприятиях, позволит им наращивать мощности. А это, в свою очередь, дополнительные налоговые поступления в бюджет, рост ВВП и доходов работников.
По словам эксперта, рецепт обеспечения роста послекризисной экономики за счет строительства, в том числе дорожного, не нов. Он испытан как Германией и США, так и Польшей, пример которой мы пытаемся брать на вооружение. Поэтому неудивительно, что, хотя в прошлом году аналогичный по содержанию законопроект не нашел поддержки в стенах парламента, на этот раз процесс сдвинулся с мертвой точки.
В пояснительной записке отмечается, что объем разрушений на автодорогах общего пользования за последние 7 лет увеличился на 50%, продолжает Вигиринский. За этот же период финансирование работ по ремонту дорожного покрытия составило около 18-36 % от необходимого: 2-4 млрд. грн. при нормативных 11 млрд. грн. Сейчас депутаты предлагают в структуре специального фонда госбюджета создать Государственный дорожный фонд, средства которого планируется распределить следующим образом:
1. 62% от годового объема средств, предусмотренных в фонде, пойдут на финансирование строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования государственного значения, а также связанных с ними подготовительными и организационными работами. Кроме этого, эти средства будут использоваться на выполнение долговых обязательств по заимствованиям, полученным государством или под государственные гарантии, на развитие и содержание сети автомобильных дорог общего пользования государственного значения;
2. 35% будут идти в виде субвенций на финансирование строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения и выполнения долговых обязательств по заимствованиям, полученным государством или под государственные гарантии, на развитие и содержание сети автомобильных дорог общего пользования местного значения;
3. 3% уйдут на финансирование мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения согласно государственным программам.
Соответственно, в составе бюджета Автономной Республики Крым, областных, городских, сельских и поселковых бюджетов создаются территориальные дорожные фонды. Доходная часть которых, как отмечалось выше, будет формироваться за счет субвенций из Госбюджета.
- Итак, общий объем средств, которые подлежат распределению проектами, определен: речь идет о 35%, - говорит Вигиринский. – Эта сумма будет распределяться в зависимости от протяженности дороги по территории соответствующей территориальной единицы по состоянию на 1 января года, предшествующего бюджетному. Этот критерий вроде бы справедлив, но, с другой стороны, проект содержит и другую норму. В частности, перечень объектов и объемов бюджетных средств утверждаются Кабмином, а изменения в бюджетный кодекс уточняют, что это утверждение будет происходить совместно с соответствующими облгосадминистрациями, Совмином Крыма и Севастополя. Наряду с этим, в процесс "распила" планируют вмешаться и депутаты, поскольку в предложенной редакции ст. 1036 Бюджетного кодекса отмечается, что в законе о Госбюджете утверждаются объемы субвенций отдельно для бюджета АР Крым, каждого областного бюджета и бюджета города Севастополь.
Условно говоря, все при деле, резюмирует эксперт. И Кабмин, который будет готовить проект бюджета уже с заложенными суммами финансирования областей, и нардепы, которые будут пытаться это распределение склонить в пользу тех регионов, где их поддержка электоратом выше, или они имеют заинтересованность в финансировании.
Второй момент касается средств, из которых будет формироваться дорожный фонд. В частности, Минфин не поддерживает законопроект в связи с тем, что в нем отсутствуют источники покрытия потерь общего фонда Госбюджета в 2017 году.
Третий интересный момент касается того, что согласно ст. 27 Бюджетного кодекса Украины, Фонд мог бы начать законно функционировать с начала 2017 года, если бы законопроекты были приняты до 15 июля. Но этого не случилось.
Но несмотря на недоработки, отсутствие расчета компенсаций и перерасчета доходов и расходов бюджета, неподдержание Минфином, эти законопроекты все были не только проголосованы, но и приняты в первом чтении, подытожил эксперт.