Загрузить еще

Министр соцполитики- о доходах украинцев: "Гройсман не обещал установить зарплату в 1000 евро"

Министр соцполитики- о доходах украинцев:
Фото: Фото: Оскар ЯНСОНС.

О пенсиях

- Планируется ли повышение пенсионного возраста в ближайшее время?

- В программе правительства пункта о повышении пенсионного возраста нет. И в ближайших планах правительства, президента, Верховной Рады так вопрос не стоит.

- А в ближайшее время – это год, два или несколько месяцев?

- Речь идет о том, что программа правительства, которая утверждена Верховной Радой, рассчитана на всю ее каденцию. Она заканчивается в 2019 году. Поэтому на этот период правительство не рассматривает варианты повышения пенсионного возраста.

Проблема в другом – у нас имеется дисбаланс в системе пенсионного обеспечения. Из 257 млрд грн., которые нужны на год для выплаты текущих пенсий, 112 млрд фонд собирает от единого социального взноса и 145 млрд получает из государственного бюджета Украины.

Причем резкое падение собственных доходов Пенсионного фонда произошло в этом году в связи с решением о снижении ставки единого социального взноса с 38% до 22%. Нас убеждали, что если снизить ставки налогообложения, то, поскольку это выгодно, предприниматели их заплатят. К сожалению, адекватного роста заработных плат на сегодняшний день не произошло, и ситуация в Пенсионном фонде очень и очень сложная. Несмотря на это, правительство не рассматривает пока варианты повышения пенсионного возраста.

- Мой отец - работающий пенсионер. Почему с него до сих пор снимают налог? Разве его не отменили?

- Налог отменили для тех, кто получал пенсию свыше трех прожиточных минимумов, но не больше 10 740 гривен. Но налог не отменялся с тех пенсионеров, которые являются работающими, то есть налог 15% пока остается.

Пенсионерам обещают жизнь лучше, но не скоро. Фото: Иван ВИСЛОВ

- Сейчас много говорят о повышении пенсионного возраста. По данным Пенсионного фонда Украины, 20% от общего количества всех пенсионеров выходят на пенсию раньше. На оплату их пенсий идет одна треть пенсионного бюджета. Хотелось бы, чтобы Кабмин, перед тем как повышать пенсионный возраст, смотрел и на списки льготников №1 и №2.

- Что касается списков №1 и №2, то туда включены профессии, которые связаны с вредом для здоровья. Если вред существенный – это список №1, если вред менее существенный, но серьезный – это список №2. Соответственно, если человек отработал на таком рабочем месте и работа нанесла ущерб его здоровью, по результатам аттестации он имеет право на выход на пенсию по списку №1 на 10 лет раньше установленного срока, по списку №2 - на 5 лет.

Вы абсолютно правы, что эти списки были раздуты, например, в списке №1 числилась такая должность, как рабочее место директора шахты. При всем моем уважении к труду руководителя шахты я слабо себе представляю, что 80% рабочего времени он проводит в забое. Думаю, что он не в забое работает, у него рабочее место находится на поверхности, тем не менее он тоже имел право на льготное пенсионное обеспечение. Сейчас эти списки пересмотрены, многие профессии оттуда были изъяты.

Мое мнение - подходы к пенсионному обеспечению для всех граждан Украины должны быть одинаковыми. И пенсия должна зависеть только от двух вещей – страхового стажа и размера страховых взносов, которые человек делает в Пенсионный фонд. Но у нас часто получается картинка следующая – "давайте отменим льготные пенсии и спецпенсии судьям, прокурорам, нардепам и прочее". Кстати, я с этим полностью согласен, и это уже сделано. Но в то же время, когда приходят люди и говорят – "а нам, пожалуйста, специальную пенсию, потому что мы заслуженные-перезаслуженные".

Тут нужно определиться. Либо всем одинаково, либо давайте будем каждой категории работников устанавливать спецпенсии. Я, например, за первый вариант, все перед законом должны быть равны и пенсии должны зависеть только от этих двух факторов, а не от места сидения, должности, профессии, статуса и т. д.

О субсидиях

- Часто украинцам отказывают в субсидиях и по какой причине? Хватит ли на всех субсидий?

- Можете не волноваться, субсидий хватит на всех. Все граждане, которые имеют право на субсидии, ее получат. Основанием для отказа является только лишь одноразовая покупка товаров, предметов, услуг (кроме медицинских) на сумму, которая превышает 50 тыс. грн. И второй вариант отказов - если ваши доходы превышают допустимый уровень. Если стоимость жилищно-коммунальных услуг в рамках норм потребления меньше, чем обязательный платеж, вам тоже субсидию не назначат. Это касается только богатых людей, у которых доходы высокие. Если ваш обязательный платеж меньше, то разница между стоимостью жилищно-коммунальных услуг и обязательным размеров платежа будет эта самая пресловутая субсидия.

На 1 мая было около 5,5 млн субсидиантов, мы прогнозируем, что в связи с повышением тарифов количество людей, которые обратятся за субсидией, на 30 апреля 2017 года будет около 9 миллионов. В этом году на субсидии выделено 40 млрд грн. из бюджета.

Для сравнения: в 2014 году для прямой дотации "Нафтогазу" было выделено 114 млрд грн. В ценах 2016 года это 170 млрд грн. То есть разница почти 130 млрд. Это была цена поддержки всех, в том числе тех, кто не нуждается в такой поддержке. Эти деньги изымались из бюджета, они не доходили ни до медицины, ни до образования, ни до дорожного хозяйства, ни до соцзащиты. Сейчас в результате адресной помощи сумма дотации всего лишь 40 млрд грн. Ее должно, по нашим расчетам, хватить для того, чтобы обеспечить всех граждан этой социальной помощью.

- По сути, 130 млрд - это экономия?

- Это плата за популизм.

О доходах и расходах

- Каждое правительство обещает украинцам достойные зарплаты. В мае Владимир Гройсман пообещал среднюю зарплату в 1000 евро. А вы пообещали поднять зарплаты в полтора раза. Когда нам этого ждать?

- Я с Гройсманом работаю больше 10 лет, но никогда не слышал, что он обещал установить зарплату в 1000 евро.  Я слышал о том, что у нас были такие на выборах заявления от некоторых политиков, что как только они придут к власти - будет 1000 евро зарплата и 500 евро пенсия. Правда, их назначали на соответствующие должности, но мы этого так и не увидели.

Наши люди заслуживают того, чтобы жить лучше. Мы живем так плохо, потому что это следствие неправильной, с моей точки зрения, социально-экономической политики государства. Например, в той же Польше, Словакии были проведены эффективные рыночные реформы, и поляки тоже начинали с того, с чего начинает наше правительство. И вот в течение 25 лет такая политика поощрения экономического роста, конкуренции, привлечения иностранных инвестиций привела к тому, что сегодня соотношение тарифов и зарплат у поляков нормальное, и они нормально живут.

Мы же все делаем наоборот, у нас люди бедные, так нужно, чтобы и тариф был низкий. И все, что у нас есть, мы направляем на борьбу не с бедностью, а на борьбу с тарифами. В результате у нас получается ситуация, которая описана в знаменитом украинском анекдоте: "Папа, прекращайте продавать арбузы, сдачу давать нечем". Так вот, если бы дальше эту политику мы продолжали, то страна в этом году уже точно бы обанкротилась и денег не хватило не то что на эти мизерные пенсии, у нас вообще ни на что денег не было бы.

Поэтому правительство приняло очень жесткое, непопулярное решение, а теперь направляет усилия на то, чтобы поднять жизненные стандарты наших людей. И мы планируем в ближайшее время внести соответствующие предложения. Мы рассчитываем на то, что общественность нас поддержит, депутаты поддержат, и мы сделаем первый шаг к тому, чтобы люди жили достойно. Естественно, это не будет 1000 евро, но те параметры, о которых вы говорили - о повышении на 50% минимальных зарплат, мы сейчас их рассматриваем.

- А можете назвать сроки, когда хотя бы прожиточный минимум будет соответствовать реальности?

- Если проводить реформы, как показал опыт Польши и Словакии, в течение 5 лет это можно сделать.