При этом украинские власти и авиа-администрация продолжают смотреть на происходящее сквозь пальцы. Хотя историй о деятельности компании хватает в СМИ.
На отечественном рынке авиаперевозок прочно закрепился игрок, личность которого давно интересует правоохранителей, службы по борьбе с экономическими преступлениями и органы национальной безопасности разных стран.
На его счету – многочисленные подозрения, как пишут СМИ, в махинациях и хищениях средств государственных украинских предприятий, сотрудничество с иностранными компаниями, которые были связаны с боевиками международных террористических группировок, постоянные нарушения техники безопасности полетов.
Есть и трагический эпизод о котором все позабыли – гибель самолета с 13-ю членами экипажа и 65-ю пассажирами на борту. Позже международная комиссия по расследованию катастрофы назвала причины - усталость экипажа (а к моменту крушения экипаж находился в полете без отдыха 23 часа), недостаток горючего, недостаточность опыта экипажа, непредоставление авиакомпанией пилотам сведений о характеристиках аэропорта, непроведение необходимой инспекции самолета перед его вылетом.
Из-за этого шокирующего случая в Испании в свое время был объявлен двухдневный траур.
Грубейшие нарушения правил выполнения полетов никак не сказались на судьбе владельца компании – он не предстал перед украинским правосудием, не был изгнан с рынка авиаперевозок. А за гибель иностранных миротворцев извиняться и оправдываться пришлось украинскому президенту.
Сегодня этому горе-"авиатору" и его компании заказана дорога в страны ЕС, против него применены персональные санкции в США. Что, однако, не мешает ему продолжать "коптить небо" в Украине и "кидать" украинские предприятия, подставляя под удар жизни пассажиров и репутацию всего государства.
Впрочем, обо все по порядку.
Шустрый студент
На заре независимости в Украине появился некий ливанский гражданин по имени Родриг Мерхеж – студент института гражданской авиации. Имея, по его собственному признанию, в кармане двести долларов, шустрый парень внезапно разбогател и открыл украинскую авиакомпанию. Как студенту удалось заработать на создание авиакомпании, реестры судебных решений тех лет умалчивают.
В СМИ же открыто говорили о его сотрудничестве с бывшим замглавы СБУ Владимиром Сацюком и народным депутатом Александром Волковым. Как бы там ни было, основанная ливанцами Родригом Мерхежем и его братом Маруном авиакомпания получила громкое имя: "Украинско-Средиземноморские авиалинии", или сокращенно: "Усрав".
Ныне ее позиции стали достаточно шаткими. Постоянные скандалы с нарушениями безопасности полетов, банкротство, жалобы пассажиров на задержки и отсутствие сервиса - подкосили "Усрав" Мерхежа. Однако, сегодня у бывшего студента, а ныне ливанского авиа-олигарха уже не одна и не две компании. За 20 с небольшим лет ливанец и его приближенные, пустив кустистые корни на украинском рынке, стали совладельцами еще нескольких, похожих авиакомпаний: "Буковина", "Браво", "Хорс", "Украинские Крылья".
По данным госавиаслужбы, объемы перевозок всех этих компаний группы "Усрав" мизерны – суммарно около 1,5% на всех. Пассажиры летать на старых 30-летних бортах "украинских" ливанцев не хотят. Поэтому такие слабо летающие авиакомпании организовали свое "карманное" профессиональное сообщество - "Ассоциацию предприятий авиационной отрасли Украины", которое зачастую работает только над поднятием реноме ливанского авиа-олигарха и отвлечения внимания публики от непрозрачных приемов группировки Мерхежа.
Поскольку Мерхеж заявляет, что все обвинения в его адрес – это происки других олигархов и попытки "очернить его честь и достоинство", приведем несколько задокументированных примеров деятельности его группировки, подтвержденных судебными решениями.
Афера с долгами
В 2008 году авиакомпания "Буковина", принадлежащий Р.Мерхежу, обратилась в суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве авиакомпании "Украинско-Средиземноморские авиалинии" того же Мерхежа. К тому времени авиакомпания "Усрав" накопила огромные долги перед украинскими государственными предприятиями: аэропортом "Борисполь", Украинским авиационный метеоцентром, госпредприятием воздушного движения "Киевцентраэро", а также Пенсионным фондом, Фондом соцстраха и другими.
В 2008-2011 годах "Усрав" Мерхежа принялась "размывать" свои долги перед государственными предприятиями и Фондами. Для этого она признала дополнительные долги перед связанными с Мерхежем компаниями: перед его же компанией "Буковина" и перед физическими лицами – гражданами Ливана. При этом представители реальных кредиторов - государственных Фондов и государственных предприятий, в соответствии с Протоколом №1 общего собрания кредиторов от 14.06.2013, якобы "не явились". Это позволило должнику сформировать Комитет кредиторов, в который вышли исключительно лица, связанные с должником – Родригом Мерхежем. А именно: граждане Ливана Мерхеж Родриг и Мерхеж Шади, ливанские компании Air Company Berytos s.a.l. и J.T.R. company s.a.l., и уже упомянутая авиакомпания "Буковина", также принадлежащая Р.Мерхежу.
"Комитет" Мерхежа немедленно заключил соглашение с должником – компанией "Усрав" Мерхежа, о переносе срока возврата долгов … всем государственным предприятиям на 20-25 лет, на период 2028-2037 года. Мнение госпредприятий на сей счет, как вы понимаете, никто не спросил. Общая сумма невозвращенной таким образом задолженности перед кредиторами составила более 108 млн грн, это около 20 млн долл США по курсу того времени.
Информация о переносе долгов перед государственными предприятиями даже без участия их представителей доступна в материалах так называемого "Мирового соглашения от 03.07.2013", принятого Хозяйственным судом Киева.
Ловкость рук и никакого мошенничества
Начиная с 2007 года, когда Шевченковская налоговая в Киеве возбудила против авиакомпании "Украинско-Средиземноморские авиалинии" уголовное производство по ч. 3 ст. 212 Украины (уклонение от уплаты налогов, сборов, обязательных платежей в особо крупных размерах), члены группировки Мерхежа – постоянные фигуранты многочисленных судебных исков и скандалов. По причине систематического невыполнения договорных обязательств перед контрагентами, в первую очередь, госпредприятиями.
Вот лишь несколько свежайших примеров, которые на слуху за последние полгода:
Последнее - самое резонансное. Еще в феврале Фонд гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) заявил о факте вывода активов из ПАО "Укргазпромбанк" путем переуступки прав требований "с нарушениями норм действующего законодательства Украины и признаками мошеннический действий". Здесь, уже традиционно, была применена стандартная схема группировки Мерхежа: согласно информации ФГВФЛ, задним числом были заключены фиктивные договора. Конечно, без участия кредитора, в данном случае - Фонда гарантирования. Уголовное производство находится на рассмотрении Днепровского РУ ГУ МВД Украины в Киеве. Согласно информации ФГВФЛ, невозвращенная таким способом задолженность авиакомпании "Буковина" составляет около 70 миллионов гривен.
Таких примеров достаточно. Естественно, компании Мерхежа выполнять судебные решения не спешат, благо юристы карманной "Ассоциации…" доходчиво объясняют, что все это – происки монополистов, а работа авиакомпаний Мерхежа "создает реальный ценовой рынок предложений, в интересах, в первую очередь, украинских пассажиров". Хотя напомним, за полугодие лишь 1,5% украинских пассажиров согласилось воспользоваться услугами компаний группы Мерхежа.
На нечестном слове и на одном крыле…
Ничего удивительного, что компании ливанского авиа-олигарха имеют проблемы с обеспечением регулярности и безопасности полетов.
О трагедии под Трабзоном в 2003-м году, приведшей к гибели 75 человек, мы уже сказали в начале материала. Тогда о ненадежности компании предупреждали и сами испанские военные, и их союзники по НАТО. О чем писала "Немецкая волна" (Deutsche Welle).
Пилоты не послушали диспетчера, "черные ящики" не работали…
В 2007 году Государственная авиа-администрация Украины обнаружила ряд очередных грубых нарушений в организации летной работы. Элементарный пример: постоянно уставший персонал, который вынужден работать на износ с превышением всех норм рабочего времени и с сокращением времени отдыха. Так, по данным Комиссии, рабочее время пилотов и бортпроводников часто составляет от 14 до 24 часов за рабочую смену (норма 12 часов). Непрерывная работа без выходных в течение 7 - 9 рабочих дней.
Ситуация осложняется еще и критическим возрастом воздушных судов компаний Мерхежа. Ведь по состоянию на 2016 год средний возраст самолетов авиакомпаний "Усрав", "ХОРС", "Браво", "Дарт", "Буковина" составляет около 30 лет.
Факт дряхлости машин не смогли скрыть даже на официальных сайтах "Усрав", и прочих компаний Мерхежа, где рассказывается о моделях самолетов, находящихся в арсенале компании. Модели сходили с конвейера в 80-90-е годы прошлого столетия и давно уже не выпускаются. Об авиапарке компании неоднократно писали, в том числе украинские СМИ.
Разумеется, имеют место частые поломки, которые приводят к значительным задержкам рейсов и выполнению полетов с многочисленными отсроченными дефектами.
Разумеется, Госавиаслужбе Украины известны многочисленные факты нарушения норм безопасности авиакомпаниями Мерхежа. Шила в мешке не утаишь. Но – благодаря наличию в группировке агрессивного пиар-подразделения (так называемой "Ассоциации предприятий авиационной отрасли"), и в результате использования методов убеждения "из 90-х", авиаолигарх время от времени получает сертификаты для своих авиаперевозчиков.
Такая, мягко выражаясь, непринципиальная позиция авиационных властей и других регулирующих органов каждую секунду грозит обернуться очередной трагедией в небе – с участием компаний ливанского авиаолигарха.
"Закрытое небо"
Надо заметить, авиационные власти других стран более требовательны и принципиальны.
Так, несколько проверок SAFA (Программы оценки безопасности международных авиационных перевозчиков) установили, что компании Мерхежа игнорируют требования по обеспечению технического состояния самолетов. На основании этого авиационные власти Италии, а затем Германии запретили у себя полеты "Украинско-Средиземноморских авиалиний". После чего Еврокомиссия вовсе закрыла ей полеты в ЕС.
С 2010 года украинские пассажиры принялись все чаще жаловаться на "ненавязчивый" сервис авиакомпаний Мерхежа – в том числе, на регулярные задержки рейсов. В результате туроператоры один за другим прекратили заказывать у него рейсы, а госпредприятия стали требовать предоплату за обслуживание. Да и правоохранительные органы стали все чаще обращать внимание на действия с признаками мошенничества.
Криминальный талант
Недолго думая, Мерхеж нашел дополнительную нишу для своего "бизнеса": предоставление услуг… международным террористам и поставки в страны, находящиеся под санкциями ООН.
Но этот бизнес, конечно, куда более рисковый, чем банальный невозврат денег украинским контрагентами.
В 2013 году бизнесу Мерхежа был нанесен существенный удар. После соответствующей проверки США внезапно также вводят санкции в отношении его основных авиакомпаний: "Буковины" и "Украинско-Средиземноморских авиалиний".
Как отмечается в сообщении Минфина США в вину украинским компаниям ставится передачу в аренду и продажа самолетов иранским авиакомпаниям, которые использовались для перевозок Корпуса стражей исламской революции, Минобороны Ирана и ливанской Хизбаллы, в том числе для поставок грузов в Сирию.
В документе, в частности, говорится, что Um Air (это еще одно имя авиакомпании "Усрав", - Ред.) давала в лизингодной из авиакомпаний Ирана самолеты BAe-146 Avro RJ100 и обучала пилотов и инженеров этой иранской компании.
Минфин США также указывает, что "Буковина" совместно с Um Air (авиакомпанией "Усрав", - Ред.) с 2010 года экспортировала в Иран десятки самолетов. Американское ведомство добавляет, что предоставленные "Буковиной" самолеты неоднократно использовались для полетов в Сирию. О чем сообщила агентство "Интерфакс-Украина".
К Родригу Мерхежу (Rodrigue Elias Merhej), как основному владельцу компаний, в США были введены персональные санкции. Ни больше ни меньше.
Не торопясь встречаться с американскими детективами, Мерхеж напрочь обосновался в Украине и принялся выдавать себя за международного бизнесмена. Интересно, что при этом руководители и учредители компаний Мерхежа не далеко ушли от своего босса и имеют значительный криминальный опыт. Они неоднократно привлекались к уголовной ответственности по многочисленным статьям уголовного кодекса - от "нарушение правил воздушного полета", ч.1 ст. 287 УК Украины (привлекалась, например, Мерхеж-Кравченко Елена из "Усрав"), до "невыплаты заработной платы и установленных законом выплат", ч.1 ст.175 УК Украины (привлекался Илюк Роберт, руководитель "Буковины").
Однако, в Украине произошла революция и все "налаженные связи" канули в лету. Казалось бы, какие перспективы при новой власти могут быть у фигуранта "черных списков ЕС и США", полу-криминального бизнесмена, лоббисты которого сбежали в Россию?
Монстры из прошлого
Оказывается, могут-таки. Во всяком случае, проворный ливанец не унывает и сейчас, сделав, правда, ставку на прошлое.
Так, в качестве своего главного инструмента в информационной войне он использует известное российское информационное агентство, зарегистрированное в Украине и известное своей односторонней и предвзятой позицией в освещении украинской темы. Тот факт, что это СМИ представляет сегодня враждебную нам страну-агрессора, авиа-олигарха совсем не печалит.
Этого мало – в авиакомпаниях Мерхежа работает несколько мелких авиачиновников времен Януковича, которым не удалось сбежать вместе с патроном, они укрылись от справедливой люстрации и народного гнева "под крылом" авиа-олигарха. Стоит ли говорит, что более преданных "солдат" ливанцу не найти! Не брезгует он и использованием связей (пусть даже и не самых чистоплотных) в политических и парламентских кругах. То, что этот метод давно устарел и презираем в обществе, Мерхежа, опять же не заботит. Привлеченные им несколько народных депутатов помогают авиа-олигарху не только защищать его сомнительный бизнес, но даже влиять на государственные назначения.
Ливанец, похоже, остается верен своему давнему правилу – держать в активе и использовать лоббистов из власти. И остается только догадываться, чем именно он их заинтересовывает, коль скоро народные избранники (явно жаждущие внимания и славы – пусть и дешевой) согласились на российские телекамеры повторять "деревянные" месседжи его пиар-службы.
Абсурдно, но факт: фигурант "черного списка" в Евросоюзе и в США, ключевой персонаж многочисленных скандалов по выкачиванию денег из госпредприятий, олигарх Мерхеж продолжает запускать в небо старые самолеты под лозунгами "развития авиации", "нового пути в ЕС" и "борьбы с олигархами".
СПРАВКА
К компаниям, связанным с Родригом Мерхежем (Rodrigue Elias Merhej) относятся: