На этой неделе правительство выступило сразу с несколькими громкими заявлениями, которые коснутся украинских водителей. Во-первых, в Кабмине решили отказаться от поставок топлива из России.
- Мы ввели ряд санкций против РФ, - заявил премьер-министр Арсений Яценюк. - Один из ключевых элементов - закупка нефтепродуктов из России - почему-то не попала в санкционный список. Я прошу Минэкономразвития отработать механизм запрета приобретения нефтепродуктов у страны-агрессора.
Эксперты говорят, что таким образом Украина все равно будет покупать топливо из российского сырья, но произведенного на заводах Литвы, Беларуси и Польши.
- В прошлом году только 20% рынка дизтоплива было нероссийского происхождения - это украинское производство и поставки из Греции и Израиля, - пояснил директор консалтинговой компании А-95 Сергей Куюн. - Остальное либо напрямую, либо через соседние страны имеет российское происхождение. Все, что мы покупаем, - белорусский, литовский, польский нефтепродукт, - все это сделано из российской нефти. Плюс мы оплачиваем добавленную стоимость нефтепереработчикам этих стран. Так что наши деньги все равно идут в РФ. При этом бензин в РФ мы и так не покупали, а поставки дизельного топлива возобновились в последние две недели после полугодичного перерыва.
По его словам, топливо, купленное в РФ напрямую, обходится Украине на 25-30 долларов за тонну дешевле. Если перевести в гривны, то получается около 80 копеек на каждом литре. В связи с этим белорусские и прибалтийские НПЗ начали снижать цену для Украины.
- После запрета российского дизельного топлива они тут же поднимут цену для Украины, - резюмирует эксперт. - Здесь нет ничего личного, только бизнес.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Автомобильный секонд-хенд может подешеветь
Второй инициативой стало предложение правительства отменить ввозные пошлины на импорт подержанных автомобилей.
- Я хотел бы обратиться к Министерству финансов, Министерству экономики и к председателю Государственной фискальной службы с целью внесения в Верховную Раду законопроекта об отмене импортной ввозной пошлины на автомобили, которые были в употреблении, - сказал премьер.
Таким образом, б/у автомобили могут подешеветь на 10-12%. Именно столько составляет импортная пошлина на них. При этом автоэкспортеры призвали правительство снизить ставки ввозного налога и на новые авто.
- Пошлина на иномарки должна быть нулевой, - считает глава Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко. - Только на все: и новые, и подержанные. Ведь пошлина 10% сейчас единая для б/у и новых авто. Поэтому нелогично ее снижать только для б/у авто.
Но ждать дешевых автомобилей из ЕС эксперт не советует. Дело в том, что с нового года в Украину запрещен импорт авто с экологическими нормами ниже Евро-5. На практике это значит, что не получится завезти авто старше 5-6 лет.