Оппоненты в методах не стесняются и бьют в самое сердце – по качеству топлива. Масла в огонь подлила Госпотребинспекция, выявившая в Закарпатье отклонения по качеству ДТ на АЗС ОККО. Компания обещает судиться, имея на руках арбитражную пробу и собственные исследования "забракованного" госинспекцией продукта. Мы задали несколько вопросов одному из топ-менеджеров сети Юрию Кучабскому.
По сообщениям Госпотребинспекции, ваша сеть оказалась в числе тех, где были выявлены отклонения качества дизтоплива. Сейчас ведомство определяется с размером штрафа. Как можете это прокомментировать?
Ю.Кучабский: Госпотребинспекция отобрала пробы на многих наших АЗК. По большинству станций качество топлива соответствовало стандартам. По Закарпатью есть один анализ, который проводился в лаборатории ГФС, и по нему мы якобы вышли за пределы нормы по какому-то показателю. Когда они отбирали пробу на этой станции, согласно правилам, мы параллельно отобрали пробу для своего анализа, который провели в собственной лаборатории, и арбитражную пробу (на случай спорных ситуаций). Наша лаборатория подтвердила, что у нас 100-процентно качественный дизель.
У нас остается опломбированная арбитражная проба и мы ждем от Госпотребинспекции акт по результатам проверки, предписание или штраф, и тогда обратимся в суд и будем вскрывать пробу для дальнейшей проверки. Но мы на 100% уверены, что там абсолютно качественный продукт. В этот регион дизтопливо поставляется из Венгрии, с НПЗ компании MOL, в качестве которого мы не сомневаемся. К тому же у нас действует отработанный механизм многоступенчатой проверки качества нефтепродуктов, от завода до заправки, поэтому мы вариант каких-либо отклонений отвергаем как таковой.
По вашему мнению, как могли получиться такие результаты?
Ю.Кучабский: Я могу лишь отметить, что такие результаты выдала лаборатория, к которой у участников рынка есть много вопросов и которые уже вылились в судебные процессы. Например, с ними судится компания "БНК-Украина", так как эта лаборатория определила отклонение показателей в белорусском реактивном топливе, фактически утверждая, что это бензин. На основании таких исследований ГФС требует от БНК заплатить повышенный акцизный сбор.Пострадали и мы: на основании заключений этой лаборатории в прессе раздувается PR-кампания о том, что у нас некачественный дизель по всей сети. По нашему мнению, информационная атака на нас вызвана нашей принципиальной позицией в борьбе с нелегальным рынком нефтепродуктов. Мы принимали активное участие в разработке законопроекта об электронном администрировании акцизного сбора, который должен заработать с 1 апреля. Вопреки всему, эту позицию мы будем отстаивать и дальше.
Если говорить об акцизной электронной накладной, как в вашей компании проходит подготовка к внедрению новой системы? Как мы знаем, некоторые игроки заявляли о неготовности рынка к нововведению.
Ю.Кучабский: Все проходит нормально, без сбоев. 1 марта, когда механизм начал работать в тестовом режиме, на пару часов остановился импорт. Но это нормальная ситуация, на таможне всегда случаются задержки, когда происходят изменения. Неоднократно в такие периоды наше топливо стояло по два-три дня. Здесь все ограничилось несколькими часами, сейчас сбоев нет. Никаких других проблем мы не видим.
Мы наблюдаем бесконечные споры, в том числе и с ваши участием, вокруг тендеров Госрезерва и "Укрзализныци". Что происходит?
Ю.Кучабский: Это конкурентная борьба, в которой каждый хочет быть первым, поставлять продукт и зарабатывать. Но я бы остановился на том, что систему тендеров на нефтепродукты нужно менять, особенно условия. Например, последний тендер на 100 тыс. т по железной дороге, который выиграл WOG с ценой 13 900 грн/т. Это объем где-то на четыре месяца. На момент подачи заявок на тендер себестоимость дизтоплива была 15 000 грн/т. То есть их цена на 1100 грн ниже даже не рынка, а именно себестоимости! Вопрос – WOG будет поставлять по такой цене? Все четыре месяца?
Какой выход вы видите?
Ю.Кучабский: Все нефтепродукты покупаются у заводов-производителей по формуле с привязкой к котировкам международного агентства Platts. Получается адекватная цена, которая меняется в зависимости от рыночных цен в мире, котировок, курса доллара и т.д. "Укрзализныця" – это очень большой потребитель нефтепродуктов с объемом около 300 тыс. т в год. Если "Укрзализныця" хочет иметь самую низкую цену, она должна оглашать тендеры с привязкой к формуле, тогда не будет такой войны. Компании будут поставлять на минимальной марже, без всяких заложенных валютных рисков или рисков в связи со сменой цены. Это будет намного дешевле и прозрачней, чем то, что есть сейчас.
А не боитесь, что в таком случае вы останетесь за бортом этих тендеров, когда место украинских компаний займут заводы-производители и международные трейдеры?
Ю.Кучабский: Это справедливая конкуренция, и, скорее всего, так и будет. Но сегодня, учитывая, что цена зафиксирована в гривне, она будет меняться. Изменение этой цены никакими формулами не регламентировано. А соответственно, возникает риск коррупции.
Кстати, весьма странным был и последний тендер по закупке нефтепродуктов для нужд Минобороны, когда неизвестная компания получила право на поставку 55 тыс.т по ценам ниже рынка. В этом тендере один лот забрала компания "Оккоил", которую отдельные источники называют вашим подразделением по торговле смазочными материалами. Прокомментируете?
Однозначно это не наша компания. У нас вообще нет подразделения по поставке смазочных материалов. Сейчас этим вопросом занимается наша юридическая служба, и мы намерены подать иск к данной компании касательно использования схожего с нашим бренда.
Вы пробовали инициировать системные изменения в тендерах "Укрзализныци" и Минобороны? Потому как этот вопрос выходит за пределы внутрирыночной конкурентной борьбы. Это стратегические предприятия, и нехватка топлива или его несоответствующее качество могут иметь крайне трагические последствия, ведь речь идет, в частности, и об армии.
Ю.Кучабский: Мы поднимали эти вопросы. В прошлом году мы были участником круглых столов, которые проводил "Укрзализпостач". Мы однозначно выступаем за формульное ценообразование. Более того, в прошлом году такой тендер должен был состояться, его документация была выписана через формулу, но какая-то компания подала жалобу в АМКУ и остановила этот процесс. (Тендер был опротестован компанией "Элемент Нафта", – по материалам OilNews).
Мы однозначно будем отстаивать формульное ценообразование для создания прозрачной рыночной ситуации, где каждый честно сможет бороться за объем.
Сейчас мы с вами говорим только о трех крупных покупателях, но ситуация гораздо шире. Например, в регионах в тендерах принимают участие юридические компании, которые предлагают цены по 7 грн/л, а потом в суде добиваются их пересмотра до нужного им уровня. Что с этим делать?
Ю.Кучабский: Да, такая проблема существует. Недавно я просматривал региональную сводку по тендерам, и в одном – по продаже дизеля по талонам – фигурировала цена 13 грн/л, при том что на АЗС себестоимость этого ДТ – 15 грн. Это все та же коррупция и решение здесь – формульное ценообразование.
АМКУ постоянно говорит о том, что он не доволен уровнем конкуренции и на рынке присутствует сговор. Что вы скажете?
Ю.Кучабский: Сговора на рынке нет. Нам эта конкуренция дается очень сложно. Вы это можете видеть и по СМИ в том числе. Но вопрос в том, почему АМКУ не замечает недобросовестную конкуренцию со стороны некоторых участников рынка, которые ставят цену на 3 грн дешевле, а это фактически вся маржа.
Продолжая тему недобросовестной конкуренции. Первой реакцией на тестовый режим электронных накладных среди прочего является и та, что новые правила превращают "серый" рынок в "черный". Иными словами, расчет оборота торговли за наличные, мимо расчетных счетов и кассовых аппаратов. Как бороться с этим?
Ю.Кучабский: Тот сегмент "черного" рынка, где расчет на АЗС идет только наличными, без кассового аппарата, невелик. Этот сегмент должен иметь границы, очень сложно возить такие объемы наличности по стране. Сегодня этот сегмент растет в первую очередь за счет розничного акцизного сбора. Ведь если ты бьешь мимо кассы, то имеешь преимущество в размере этого сбора. Я согласен: запуск с 1 апреля системы администрирования акцизного сбора, скорее всего, не оставит этим нелегальным операторам другого выхода, кроме как продавать за чистый нал. Но так сегодня много не продашь. Даже, к примеру, мелким сельхозпредприятиям, которые раньше часто закупали топливо за наличные, сейчас нужна налоговая накладная.
Этот сегмент ограничен, но с ним нужно бороться. Так, для начала, мы предлагаем упразднить розничный акциз и перенести в базовую ставку, а далее справедливо финансировать местные бюджеты, например, по количеству населения, а не по существующей неэффективной системе (сегодня розничный акциз поступает в местные советы, на территории которых расположена АЗС, – по материалам OilNews).Это было бы справедливо. Потому что, к примеру, есть рядом два села, одно из которых богатое и некуда деньги девать, а в другом селе нет АЗС и, соответственно, нет и поступлений. Второй шаг – нужно ужесточить прессинг проверок кассовой дисциплины на АЗС.
Все чаще приходится слышать, что все большее число АЗС устанавливает две кассы, одна из которых, по сути, фикция, принтер…
Это проблема, которую нужно решать, в том числе за счет указанной реформы акцизного сбора и усиления проверок фискальной службой на местах.
Как, на ваш взгляд, можно системно побороть наплыв нелегальных газозаправочных станций? Вы как крупный игрок, развивающий свою сеть АГЗС, наверняка ощущаете конкуренцию с их стороны.
Ю.Кучабский: Государство должно объявить правила игры и их исполнять! Мы не можем поставить модули на некоторых своих станциях, потому что нормы не позволяют, в то же время другие устанавливают их вообще где попало. Схема с газом очень проста. С каждого проданного литра должен платиться розничный акциз, который составляет в среднем около 1 грн/л. Это контролирует Налоговая инспекция через кассовый аппарат, который опломбирован и подает информацию на сервер налоговой. Что делают нелегальные газовики – или проводят манипуляции с кассовым аппаратом, чтобы отправлять нужные им данные в налоговую, или работают вообще без кассы.
По моей информации, в Киеве сейчас вновь активизировалась работа по борьбе с нелегальными игроками, начали убирать эти пункты. Посмотрим, чем это закончится.
Каков план развития компании на этот год? На чем будете делать акцент, куда двигаться?
Ю.Кучабский: В этом году мы будем очень аккуратно развиваться в смысле расширения. Планируем построить 7-10 новых станций. Некоторые уже строятся. Очень активно планируем устанавливать газовые модули на своих АЗС, около 50 шт. за год. Намерены начать строительство ГНС во Львовской области. Будем вкладывать средства в реконструкцию. Полный ребрендинг пройдут 6-7 старых АЗС. Будем модернизировать помещения магазинов и кафе, разнообразим их ассортимент. На это мы заложили около 100 млн грн. Вопрос кафе и ресторанов для нас сегодня на первом месте. Мы будем больше всего работать над их развитием и улучшением.
И напоследок, как думаете, мы уже достигли дна в потреблении топлив?
Ю.Кучабский: Я очень хочу в это верить. Падение начало тормозиться в IV квартале 2015 г. В январе и феврале 2016 г. эта тенденция уже просматривалась. Если доллар будет 26-27 и нефть далеко не улетит, то падение прекратится. Но если завтра доллар будет по 28 грн, а нефть по $50, то встает вопрос: какой будет цена на АЗС и какая платежеспособность нашего населения?