Второй раз украсть не дам!
В начале недели, когда украинские нардепы не смогли договориться по закону №4057 (в народе – закон о спецконфискации), Яценюк тут же расставил все точки над "і": это "зрада", и деньги Януковича хотят украсть во второй раз.
- Неголосование за этот закон – это покрывание преступлений прежнего режима, - заявил украинский премьер на заседании правительства 16 марта. И напомнил, что владельцами этих средств являются 42 компании-нерезидента, зарегистрированные на Кипре, Сейшелах, в Панаме, Великобритании, Белизе, которые напрямую связаны с Виктором Януковичем и его ближайшим окружением.
|
Глава правительства обратился к министру внутренних дел Арсену Авакову с просьбой связаться с западными партнерами, чтобы правоохранительные органы иностранных держав помогли в раскрытии окончательных владельцев этих компаний и не дали им возможности переписать активы на кого-то другого.
- Как я понимаю, об этом сейчас идет разговор, - предположил Яценюк. - Ждут или смены правительства, или изменения политики и позиции. А потом скажут, что не получилось конфисковать.
Депутаты пошли навстречу пожеланиям премьера и приняли законопроект в первом чтении.
Без суда и следствия…
Словом, в рядах власть имущих снова полные разброд и шатания, причина которых стара как мир – деньги. Они есть, арестованы и вроде как их можно забрать в бюджет. И даже, кажется, справедливо, что украденные старым режимом средства пойдут на обеспечение срочных нужд государства. Но есть одна закавыка – то, что эти деньги украдены, пока не доказано. И законопроект №4057 фактически призван конфисковать эти деньги, что называется, без суда и следствия. Что же этот такое – полный беспредел или высшая справедливость?
|
- В отношении вопросов собственности в мире есть так называемые "киты" - то есть принципы, нарушение которых недопустимо, - говорит юрист Андрей Вигиринский. – Один из них звучит так: собственность является неприкосновенной и охраняется законом. В то же время полномочия собственника могут быть ограничены государством. Например, если имущество было получено в собственность в результате совершения преступления, или, скажем, если имущество стало средством совершения преступления. В таких случаях возможно и взыскание, и конфискация. Но все это неразрывно связано с доказательствами, то есть человека нужно осудить его не общественным мнением, а решением суда. И до того, как это решение вступит в силу, человек согласно Конституции считается невиновным. И с точки зрения права конфисковать его имущество незаконно.
Эксперт приводит пример. Представим, что документ принят, согласно ему произошла конфискация, государство использовало средства и имущество. А по прошествии сроков давности уголовное производство прекращено из-за отсутствия состава преступления. И вот человек, который перед законом чист, приходит и говорит: отдайте то, что конфисковали, а этого имущества уже нет. Далее следует обращение в суд по правам человека, решение не в пользу государства Украины, возмещение с учетом инфляции.
Лоббисты закона утверждают, что он имеет достаточно узкое применение и в первую очередь касается Януковича его "семьи" - Александра Януковича, Александра Клименко, Сергея Арбузова. С чего они это взяли – непонятно. Ведь в документе нет и быть не может ни одного слова о том, что он касается кого-то конкретно.
- Такая процедура не может быть прописана под конкретных людей, поскольку это нарушает конституционный принцип равенства и делает правосудие избирательным, - поясняет Вигиринский. – Это нарушает с десяток европейских конвенций, не говоря о Конституции Украины.
Что дальше?
Будем откровенны: сами авторы закона прекрасно знают, что он, мягко говоря, неидеален. Использовать его постоянно для возврата коррупционных денег не удастся, но это и не нужно! Данный закон хотят протащить исключительно для того, чтобы завладеть конкретными средствами, арестованными полтора года назад. Причем бюджету в любом случае достанется дырка от бублика.
По словам президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, в Украине прекрасна отработана схема продажи ценных бумаг за бесценок. Так что из озвученных полутора миллиардов Януковича в бюджет попадет в лучшем случае третья часть, а две трети разойдется по карманам "продавцов".
|
Скептики описывают дальнейшее развитие событие в безрадостном свете: через некоторое время бенефициары обратятся в европейский суд, с высокой вероятностью выиграют его и тогда $1,5 млрд. придется возвращать государству Украина. Но Александр Охрименко видит более приземленный вариант развития событий.
- Вряд ли придется что-то возвращать, поскольку воровать у нас научились хорошо, а отдавать – нет, - говорит эксперт. – Скорее всего все будет более прозаично. Рано или поздно власть поменяется и по традиции начнет процедуру "конфискации" у своих предшественников.
Оптимизм вселяет лишь тот факт, что, по мнению Андрея Вигиринского, закон №4057 просто не может быть принят в силу его неконституционности.
- Сегодня парламент недееспособен, а то, что мы видим - это просто очередной "концерт", - говорит Вигиринский. – Даже если предположить, что депутаты проголосуют "за", его не подпишет президент и обратится в КСУ. Тот, в свою очередь, отодвинет его в дальний многомесячный "ящик", и о законе забудут.
Кстати, напоминает юрист, европейцы свою позицию уже озвучили: такие инициативы законодателя нарушают права человека.
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
"Да, закон противоречит Конституции. Но кого это у нас останавливало?"
- Согласно действующей Конституции отчуждение имущества может произойти исключительно по решению суда, - отметил "КП" в Украине" экономист Всеволод Степанюк. – То есть законопроект "о спецконфискации" противоречит Основному Закону. Но кого это у нас останавливало? У нас противоречат Конституции бюджет, правки в Налоговый кодекс. А в свое время председатель Верховной Рады называл себя и.о. президента – и это тоже никого нем беспокоило. Словом, в стране – полный правовой беспредел. Так что если нынешней власти этот закон принять выгодно, то вполне возможно, что нужные голоса найдутся.
В ТЕМУ
Отклонить нельзя принять
Вывод Главного научно-экспертного управления однозначен: законопроект №4057 следует отклонить. Эксперты в очередной раз напомнили, что наивысшую юридическую силу в стране имеет Конституция Украины, а согласно ей, никто не может быть противоправно лишен права собственности. Формулировки же законопроекта создают возможности для якобы "законной" экспроприации имущества у невиновного, которого только подозревают в совершении преступления.
Также УПК предлагается дополнить статьей, в соответствии с которой человек, деньги и ценности которого были направлены в доход государства, может обратиться в суд, если докажет, что все эти средства были приобретены законно. Данная норма противоречит требованиям части 2 статьи 62 Конституции, которой предусмотрено, что никто не обязан доказывать свою невиновность.
Кроме того, документ не предусматривает, что делать, если человек будет оправдан. Получается, что даже в этом случае он будет вынужден дополнительно обращаться в суд с иском о возвращении собственных средств, ценностей и доходов. То есть, согласно документу, даже оправдание человека не является основанием для немедленного возвращения безосновательно изъятого имущества.
КСТАТИ
Без доказательств денег не видать
|
Украинская сторона должна предоставить доказательства нелегального происхождения средств экс-чиновников из окружения Виктора Януковича, чтобы Лихтенштейн продолжал их блокировать. Такое заявление в конце февраля сделал глава финансовой разведки Лихтенштейна Даниэль Телесклаф.
Как известно, после введения санкций ЕС эта страна заморозила активы украинских экс-чиновников стоимостью в 25 миллионов швейцарских франков. И несмотря на то, что стоимость ряда активов с 2014 года упала, они до сих пор являются предметом санкций.
То, что Украина до сих пор не предоставила доказательств незаконного происхождения этих денег, чиновника, мягко говоря, удивляет.
- Как и в любом уголовном производстве, мы исходим из того, что за два года уже должны быть доказательства, что эти деньги добыты незаконным путем, - заявил Телесклаф.
По его словам, суды не допустят блокирование средств дольше, чем еще на год.