При этом за последнее время ситуация только усугубляется - низкая покупательская способность украинцев и падающий спрос заставляют многие сети заправок идти на нарушения закона. Давайте разберемся, как на заправки попадает контрафактная продукция и кто за этим стоит.
Треть топлива - фальсификат
Большинство водителей знают, что, заправившись на незнакомой заправке, можно через несколько десятков километров почувствовать пропавшую тягу двигателя или увидеть на приборной панели загоревшийся значок Check Engine. Такие случаи никого не удивляют - опытные водители понимают, что заправились "бодягой". Бывают случаи, что бензин оказывается даже неплохим, и водитель ездит на нем как ни в чем не бывало, при этом даже не подозревая, что продавец не заплатил с него налоги.
По словам заместителя директора НТЦ "Психея" Геннадия Рябцева, объем теневого рынка нефтепродукции в Украине составляет примерно 30%.
Знают об этой проблеме и чиновники самого высокого уровня. Так, премьер-министр Арсений Яценюк заявил, что Государственная фискальная служба изъяла материалы, где указана "формула" состава незаконно изготовленного бензина, продающегося на некоторых АЗС.
- "Бодяжат" непосредственно на нефтебазах, - подчеркнул Арсений Яценюк. - В так называемом бензине А-95 самого бензина только 45 процентов. В 92-м настоящего бензина только 39 процентов, а все остальное - это дополнительные химические элементы.
Эксперты говорят, что к производству фальсификата трейдеров толкает снижение покупательской способности украинцев. Цены растут, а доходы граждан не успевают за ними. Все большую часть семейного бюджета людям приходится тратить на продукты, а значит, на такие излишества, как поездки на авто, просто не остается денег. Объемы реализации топлива упали на четверть. В такой ситуации трейдерам приходится выкручиваться.
Самым популярным способом производства "бодяги" является следующий вариант: бензин смешивают с компонентами, например дистиллятором газового конденсата и фракцией изопентановой, которые не облагаются акцизом. В итоге выходит в 2 раза больше продукции, но по себестоимости она в 2-3 раза ниже.
|
Кто стоит за производством контрафакта
Согласно данным "Укрзалізниці", в 2015 году одни из самых больших поставок таких компонентов поступали на три нефтебазы: Мироновка (Киевская область), Дубно (Ровенская обл), Карловка (Полтавская обл). На эти же нефтебазы поставлялся и бензин. Но интересно то, что разного типа бензина вывозилось значительно больше, чем поставлялось. Более того, бензин повторно грузился в цистерны и развозился на другие нефтебазы по территории Украины.
При этом, по словам аналитика компании UPECO Александра Сиренко, перевозка нефтепродуктов с места на место экономически невыгодна. Это все равно что привезти танкер бензина в Одессу, разгрузить его, подождать день-другой, опять загрузить и отвезти в Ильичевск.
Главным получателем продукции с этих нефтебаз является компания "ВОГ Трейдинг", которая входит в состав холдинга WOG, владеющего одной из самых больших сетей заправок в Украине. Конечными бенефициарами холдинга являются предприниматели Петр Демонский, Сергей Лагур, а также народные депутаты Степан Ивахив и покойный Игорь Еремеев. Неужели одна из самых больших сетей АЗС торгует непонятной смесью вместо качественного бензина?
Похоже, такой вопрос назрел не только у журналистов. Об этом свидетельствует Единый реестр судебных решений Ровенского городского суда, который в конце 2015-го разрешил следователям налоговой получить доступ к документам, связанным как раз с поставками бензина в сеть.
Это уголовное производство расследуется следователями Ровенской области по фактам уклонения от уплаты налогов и незаконного использования и реализации подакцизных товаров на территории Украины.
В обосновании ходатайства следователь указывает, что на нефтебазе смешивались разные химические компоненты с бензином. Далее эта продукция реализовывалась через сеть АЗК WOG как импортированное топливо.
По данным следователей, именно на этой нефтебазе в Ровенской области и изготавливали бензин путем смешивания химических смесей с горюче-смазочными материалами. Далее эта продукция под видом топлива сбывалась через сеть заправок WOG.
Из материалов судебных решений и документов железной дороги выходит, что один из крупнейших игроков рынка топлива в Украине мог вводить в заблуждение покупателей, а также уклоняться от уплаты акциза. Исходя из объема ввезенных компонентов, с помощью которых топливо могло быть произведено и реализовано через сеть заправок, речь идет о неуплате около 50 миллионов гривен налогов в месяц как минимум на протяжении второго полугодия.
Еще одним подтверждением того, что компания WOG производит и реализует контрафактное топливо, является инициатива главы парламентской группы "Воля народа" Ярослава Москаленко. Вместе с депутатом из этой группы, совладельцем компании WOG Степаном Ивахивом, они предложили Верховной Раде перенести внедрение акцизных накладных на нефтепродукты с 1 марта на 1 июля 2016 года.
- Владельцы сети АЗС WOG пытаются через Верховную Раду сохранить текущую непрозрачную систему реализации бензина и неуплаты миллиардов гривен акцизов, - заявил финансовый аналитик Эрик Найман. - Тем самым они публично выступили за продолжение продажи контрафактной продукции.
Желаемое и действительное
В заключение отметим, что WOG - это не единственная компания, которая импортирует компоненты для бензиновых смесей. Данные "Укрзалізниці" свидетельствуют, что вторым по объему получателем компонентов является нефтебаза БРСМ, которую связывают с министром-беглецом времен Виктора Януковича Эдуардом Ставицким. К чему может привести такой бизнес, как смешивание компонентов с бензином, видела вся страна, когда в Киевской области в течение нескольких дней июня 2015-го не могли потушить пожар на нефтебазе БРСМ. В результате погибло несколько человек. Одной из версий возгорания является именно производство смесей бензина, хотя сама компания все отрицает.
Водители, заправляясь на брендовой АЗС по "европейским ценам", ожидают качественное топливо, а не "бодягу", которую им заливают под видом европейского бензина. В итоге клиенты таких АЗС переплачивают, их автомобили ломаются от некачественного топлива, а нечистые на руку бизнесмены не платят налоги и получают сверхприбыли. Установить, кто на рынке работает честно, а кто уклоняется от налогов, должны, конечно же, правоохранительные органы. А вы сами решайте, стоит ли заправляться на таких заправках, как WOG.
ВОПРОС РЕБРОМ
Сколько теряет бюджет
О том, во сколько обходится водителям "бодяга", посчитать, наверное, невозможно. Ведь для одних двигателей она только повышает расход, а другие моторы и вовсе выводит из строя. Замена горючего, промывка топливной системы обходятся не в одну тысячу гривен. Однако точной статистики никто не ведет.
Намного интереснее, сколько теряет бюджет. Например, по оценкам "Консалтинговой группы А-95", в 2015 году без уплаты налогов на рынок поступило около 600 тыс. тонн бензина (около четверти потребления), что эквивалентно бюджетным потерям в размере 5 млрд грн. Крупнейшая доля в этих поставках принадлежит производителям альтернативных топлив.