Большинство из них стояло на подъездах к румынской границе в Черновицкой области. До вечера вторника активисты не покидали блокпостов и все не пропускали на въезд и выезд грузовики с российскими номерами. Правда, спустя почти неделю после начала блокады такие машины перестали вовсе появляться во Львовской и Закарпатской областях.
- Были единичные случаи, когда российские товары провозили в прицепах машин со словацкими номерами, - рассказали "КП" в Украине" закарпатские активисты. - То есть сама машина со словацкими номерами, а прицеп - с российскими. Возможно, те, кто везет товар из России в ЕС, берут эти машины в аренду. Может, прицеп везут из России, а машина предпринимателя зарегистрирована в другой стране, это наши догадки. Но водители пытались использовать такой способ, чтобы пройти наши посты.
По словам закарпатских активистов, которые постоянно держат связь с коллегами из других регионов, последние двое суток ни одного водителя с номерами РФ не появилось в Закарпатской и Львовской областях. В Черновицкой области ближе к вечеру вторника еще стояло около двух десятков грузовиков. Все они направлялись на выезд в Румынию.
- У нас без изменений, никого никуда не пропускаем, - рапортуют черновицкие активисты.
Также четыре грузовика с российскими номерами по состоянию на 16.30 стояли в Черниговской области (говорят, также направлялись в Румынию). Еще десять машин задержали в Ровенской области.
КСТАТИ
Маршрутов по суше у России не осталось
- Для российских перевозчиков маршрутов в Европу по суше не осталось, - пояснили в Центре транспортных стратегий. - Все пути ведут только через море. При этом отправка паромами удорожает стоимость перевозок на 1-1,5 тысячи евро на каждую фуру. На белорусско-литовской границе уже возникла очень напряженная ситуация. Грузовики пытаются попасть в порт Клайпеда, чтобы затем отправить груз паромом в Германию (Киль). Но сейчас ни прибалтийские порты, ни таможня не справляются с таким внезапно возникшим потоком. Есть также вариант парома из Хельсинки в Стокгольм.
Власти России заявили, что с 21 февраля откроется паромная линия Засниц - Балтийск. Переправа позволит доставлять три раза в неделю из Германии в Россию машины со стратегически важными грузами.
Также российские автоперевозчики пытаются обойти запреты на проезд территорией Польши и Украины. Для этого они нанимают автомобили у транспортных компаний из Беларуси и стран Прибалтики. На перевозчиков из этих стран запреты и ограничения не распространяются.
ВОПРОС РЕБРОМ
Что дальше?
- После того как Польша и Россия согласуют квоты, российские автомобили смогут идти в ЕС через Беларусь и Польшу, - поясняют эксперты Центра транспортных стратегий. - Поэтому блокада россиян Украиной может быть эффективной только до момента достижения договоренностей между Москвой и Варшавой. Если же договорятся раньше Москва и Киев, а значит, Россия отменит запрет транзита для украинских грузовиков, то российские фуры смогут идти в ЕС в обход Польши через Украину и Венгрию. Но этот маршрут значительно длиннее прямой дороги через Минск и Варшаву.
КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР
К вечеру вторника Мининфраструктуры договорилось о возвращении украинских фур из России. В то же время выезд разрешили и заблокированным российским грузовикам.
- Это решение было утверждено с Минтранспорта РФ, - сообщили в министерстве инфраструктуры. - Оно позволит вернуть домой больше 600 украинских водителей, у которых заканчивается еда и топливо на обогрев автомобиля. Принятое решение позволит им вернуться к своим семьям, а работодателями - вернуть свои автомобили и минимизировать неэффективный простой на территории третьих государств.
В договоренности обозначено, что вернуться домой машины должны в период с 16 по 25 февраля включительно. Украинская сторона обязалась сопроводить российские фуры до границы с РФ или Белоруссией и призвала активистов не блокировать передвижение большегрузов.