Большая разница
Топливный рынок Украины сегодня – это как королевство кривых зеркал. Пока цены на нефть ползут вниз, стоимость бензина на АЗС остановилась как вкопанная. К середине января это стало заметно даже премьеру.
- Уже сегодня мы видим, что есть некоторая возможность снижения цен на АЗС, - заявил Арсений Яценюк на заседании правительства 13 января. - Здесь нет никакого административного давления – чем меньшая цена нефти, тем меньшая цена "на пистолете".
Премьер поручил министру энергетики и угольной промышленности Украины Владимиру Демчишину провести совместно с Антимонопольным комитетом Украины встречу с операторами рынка нефтепродуктов по вопросу ценообразования, что и было сделано практически немедленно. Вчера утром стало известно о том, что нефтетрейдеры и Минэнерго пришли к консенсусу: цены на украинских заправках должны снизиться в течение двух недель.
При этом эксперты уточняют: "должны снизиться" и "снизятся" - это, как говорят в Одессе, две большие разницы.
- Премьер абсолютно прав в том, что после того, как обвалились мировые цены на нефть, нужно что-то менять и на ценниках наших АЗС, – отметил "КП" в Украине" директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн. – Однако премьер забыл упомянуть тот факт, что январь 2016 года стал, без преувеличения, историческим для украинского топливного рынка: с этого месяца доля налогов в стоимости бензина превысила стоимость нефти, которая пошла на производство этого бензина.
Надо сказать, в Минэнерго прекрасно понимают: в условиях, когда налоги и акцизы занимают больше половины стоимости бензина, динамика его цены никак не может соответствовать ценовой тенденции нефти. В то же время в министерстве настаивают на регулярных публикациях в открытых источниках индикативных цен на горючее и его структуры – для того чтобы составляющие цены были максимально понятны и прозрачны.
Все зависит от курса
Теоретически предпосылки для снижения топлива на АЗС как минимум на гривну были еще в декабре, продолжает Сергей Куюн. Однако они были полностью нивелированы повышением топливных акцизов в Украине с 1 января и очередным витком девальвации гривны.
- Топливо – это импорт, и его цена напрямую зависит от курса, - напоминает Куюн. – Более того: акцизы на топливо установлены не в гривне, а в евро, поэтому даже небольшое падение национальной валюты толкает гривневую цену вверх. Сейчас, в связи с очередным снижением цен на нефть, появились новые предпосылки для понижения цен на бензин. Но договоренность между нефтетрейдерами и Минэнерго будет выполнена только в том случае, если курс останется стабильным.
Кстати, с самим курсом все не так просто, и гарантировать его незыблемость сегодня не может никто. Вчера курс в серых обменках (то есть в тех, где можно реально купить валюту) еще в 11 утра составлял 25,50/25,95 грн. за доллар, а уже к полудню поднялся на 30 копеек – до 25,80/26,25 грн. Естественно, если так продолжится и дальше, то ни о каком снижении цен на топливо и речи быть не может, ведь каждая копейка в курсе обменника условно говоря прибавляет копейку на литре бензина на АЗС.
Если же ситуация на валютном рынке останется стабильной, то эксперты не исключают, что к концу января цены на АЗС снизятся на 0,5-1 грн.