Почти до утра депутаты бились над проектом бюджета на будущий год. Однако, не стоит думать, что они пытались выторговать лучшую жизнь для простого народа. Как говорят эксперты, они договаривались о финансировании важных для них проектов. А вот простым людям в следующем году лучшая жизнь светит едва ли.
Социальная сфера: Инфляция опередит рост доходов
Правительство заложило в бюджет на следующий год повышение основных социальных стандартов на уровне предполагаемой инфляции. Так прожиточный минимум хотят повысить с нынешних 1330 грн в месяц до 1399 грн с 1 мая и 1469 грн с 1 декабря 2016 года. Одновременно предполагается увеличение минимальной зарплаты с 1378 грн в месяц до 1450 грн с 1 мая и 1550 грн с 1 декабря.
Если учесть, что самый большой инфляционный удар приходится на первые три месяца, то людям придется затягивать пояса. В марте так же еще раз повысят тарифы на электричество. А повышение соцстандартов намечено только на май.
Согласно нашему опросу экономистов, почти никто не верит в то, что правительству удастся удержать инфляцию на уровне 12%. Более реалистичным называют показатель в 20%. Это, конечно, лучше чем в этом году, когда цены выросли в полтора раза, но уровень жизни большинства украинцев все-равно упадет, ведь их доходы вырастут всего на 12%.
- Заложенный рост цен в 12%, маловероятен, поскольку уже сегодня международные финучреждения прогнозируют 20%,- говорит заместитель руководителя ОО "Публичный аудит" Андрей Вигиринский. - Соответственно, и индексация минимальных соцстандартов, предусмотренная бюджетом, не покроет потерю покупательской способности. Курс гривны, заложенный в бюджет, уже сейчас далек от фактического. То есть и расходные показатели бюджета, которые эквивалентны иностранным валютам, занижены и будут неоднократно пересматриваться в течение года. В общем, приняли чтоб "с чистой совестью" отдыхать. Формальность соблюдена, а с февраля начнут пересматривать
Как изменятся налоги
За несколько часов до рассмотрения бюджета, депутаты утвердили изменения в Налоговый кодекс. Дело в том, что один документ без другого принять было невозможно. Он оказался не таким драконовским, как предполагалось ранее, однако цены на ряд товаров се-таки вырастут.
Резкий рост акцизов на алкоголь и табак, вызовет повышение цен в рознице. Эксперты прогнозируют подорожание бутылки водки минимум на8-10 грн и пачки сигарет на 2-3 гривны. Так же решили депутаты и правительство не дать подешеветь бензину. Эксперты прогнозировали снижение цен на топливо, но теперь оно откладывается. Согласно принятым правкам, единица измерения топлива меняется с килограмма на литр, а ставка акцизного налога на топливо увеличивается на 13%. То есть, если раньше акциз в 198 евро платился с тонны, в которой около 1200 литров, то теперь акциз в 257 евро будет платиться с тысячи литров.
Так же депутаты ввели единую ставку на доходы физических лиц в размере 18%, тогда как сейчас они составляли 15% и 20%. Как говорят эксперты, налог на зарплату для подавляющего большинства населения вырастет, но снизится налогообложение депозитов с 21,5% до 19,5%.
Документ отправят на утверждение в МВФ
"Министерство финансов ожидает финальную версию закона о госбюджете, в которую будут внесены все изменения, предложенные в профильном комитете и во время рассмотрения в сессионном зале, и передаст ее Международному валютному фонду для анализа документа на сбалансированность, - написала министр финансов Наталья Яресько на странице в Facebook. Получения следующего транша МВФ и другой, связанной с ним финансовой поддержки, зависит от того, остался ли бюджет после всех изменений в Раде в соответствии с целями нашей программы с МВФ, то есть, остался ли он сбалансированным и ответственным".
Эксперты о бюджете
Андрей Вигиринский, заместитель руководителя ОО "Публичный аудит":
Факт самого принятия - однозначный плюс для страны, поскольку это один из факторов, позволяющий сохранить сотрудничество с МВФ. Ведь без его финансовой поддержки экономический коллапс неминуем.
Но "хорошим" этот документ язык не поворачивается назвать, ведь между прогнозными цифрами потенциальной сметы на 2016 год и показателями принятого документа нет ничего общего! Основная цифра, которую требовалось соблюсти, - это дефицит на уровне 3,7% ВВП. Но есть большие сомнения, что это удастся сделать. Например, экономический эффект от внедрения тех же закупок через программный сервис рассчитан на уровне 30-50 млрд. грн. за счет тестовой работы сервиса и проведенных закупок на суму в 6 млрд. грн. Но не факт, что с 1 января все субъекты госзакупок смогут наладить качественную работу. Важным моментом в доходной части бюджета является администрирование налогов и слаженная работа бизнеса, но будет ли она таковой с учетом принятых за пять дней до нового года поправок? Кроме того, остается открытым вопрос о реакции упрощенцев на изменения: они перейдут в тень или на общую систему налогообложения? Скорее всего, ситуация будет развиваться по первому сценарию, и это также повлечет невыполнение доходной части бюджета. Таких моментов много, так что выполнять план по доходам будут снова за счет девальвации гривны и инфляционных доходов.
Андрей Блинов, экономист, ведущий Радио Вести:
Главный плюс принятия бюджета заключается в том, что он открывает дорогу переговорам с МВФ. А это в случае выделения третьего транша - стабилизация курса на уровне 22-24 грн/$. Кроме того, это в принципе какая-то предсказуемость, в т.ч. позволяющая планировать семейные и корпоративные бюджеты хотя бы на первые 3-4 месяца 2016 года
Главный минус - это не бюджет развития, а бюджет депрессии. Стимулы для роста минимальны. Даже снижение ЕСВ до 22% едва ли вызовет значительную детенезацию. Ну и то, как принимали – сразу во всех чтениях скопом, тоже нельзя назвать плюсом. Получилось, что в расходной части заложено много того, что является политической коррупцией. Речь идет о том, что отдельные группы депутатов за свои голоса хотели финансирования фестивалей, получить деньги на Меджлис, субвенции и т.д.
Учитывая ценовую депрессию (снижение цен) на мировых рынке сырья и полуфабрикатов, а также принимая во внимание минимум инвестиционных источников роста, полагаю, что прогноз по росту реального ВВП завышен. Рост на уровне 0% - реальнее для консервативного сценария. Это же касается и инфляции. Инфляционные ожидания высоки, и позволят выйти скорее на 15-20% по итогам года. А большая инфляция облегчит Минфину выполнение бюджета.
Как изменится прожиточный минимум, грн в мес
Категория с 1 января с 1 мая с 1 декабря
дети до 6 лет 1167 1228 1 313
дети от 6 до 18 лет 1455 1531 1637;
для трудоспособных лиц 1378 1450 1550 гривен;
для утративших трудоспособность 1074 гривни 1130 гривен 1 208 гривен.
Социальная помощь (% от прожиточного минимума)*
для трудоспособных лиц – 21%;
- для детей – 85%;
- для лиц, утративших трудоспособность, и инвалидов – 100%.
* размер государственной социальной помощи малообеспеченным семьям не может быть более 75% уровня обеспечения прожиточного минимума для семьи.
Как изменятся налоги
Дополнительный импортный сбор 5% и 10% 0%
НДС 20% 20% и отмена некоторых льгот
Налог на доходы физлиц 15% и 17% 18%
ЕСВ 3,6 с работника и 36,7-49,7% с предприятия 22% только с предприятия
Военный сбор 1,5% 1,5% 1,5%
Налог на недвижимость до 2% от мин ЗП за квадратный метр до 3% от мин ЗП за квадратный метр
Макроэкономические показатели:
• рост ВВП – 2%;
• инфляция – 12%,
• курс доллара 24.1 – 24.4;
• номинальный ВВП – 2262 млрд грн.