Даже очень активным соискателям не всегда понятно, как именно работодатели реагируют на резюме, какова вероятность получить приглашение на собеседование, со сколькими претендентами приходится конкурировать за место. Исследовательский центр портала Superjob superjob.ru изучил 120 тысяч резюме и выяснил: рынок труда может быть условно разделен на четыре сегмента. И принимая решение о смене работы, соискателю важно понимать, к какому сегменту относится выбранная сфера деятельности.
1. Массовые позиции
В данный сегмент входит торговый персонал, страховые агенты, квалифицированные рабочие, персонал HoReCa и т.д. Сегмент характеризуется низкой конкуренцией и высокой конверсией из откликов в приглашения. Для представителей этих профессий смена работы не представляет большой проблемы: достаточно найти несколько подходящих вакансий и откликнуться на них. Но условия работы предлагаются везде примерно одинаковые, поэтому смена работодателя целесообразна далеко не всегда.
Среди соискателей массовых позиций выгодно отличаются кандидаты, полноценно и грамотно заполнившие свое резюме. Если квалификация соискателя и ее описание в резюме максимально соответствуют требованиям вакансии и претенденты готовы к групповым встречам с представителями работодателя и анкетированию, то найти работу им не составит труда.
2. Узкие профессионалы
Для этого сегмента характерны низкая конкуренция и низкая конверсия из откликов в приглашения. Как правило, работодатель ищет в резюме конкретные навыки и опыт, причем для разных компаний этот набор требований сильно различается. Такая ситуация наблюдается в маркетинге, IT-сфере, ИТР, строительстве. Специалистам в этих сферах необходимо иметь сильное резюме, максимально емко описывающее их профессиональный опыт: в этом случае есть шанс привлечь внимание работодателя, готового предложить более интересные условия работы.
Успешен и поиск с ориентацией на компанию, когда соискатель готов уделить время составлению списка компаний, в которых хотел бы работать, и изучению их вакансий. Быстрее получить предложение о трудоустройстве узкому специалисту поможет портфолио выполненных работ и успешных проектов.
3. Специалисты, которых нужно знать в лицо
В некоторых сферах, несмотря на высокую конкуренцию, работодатели приглашают на собеседование большой процент приславших отклик соискателей. Как правило, это связано с необходимостью не только знать профессиональные качества кандидата, но и убедиться в его личных качествах, в соответствии его установок корпоративной культуре компании. С такой ситуацией сталкиваются персональные ассистенты, секретари-референты, фитнес-инструкторы, представители сферы искусства и развлечений. Для этих кандидатов смена работы предполагает не только наличие хорошего резюме, но и готовность ездить на большое количество собеседований в поисках компании, подходящей не только по условиям работы, но и по духу.
Как правило, перед приглашением на собеседование, информация о соискателе собирается в открытых источниках – блогах, соцсетях. Причем, на трудоустройстве могут негативно сказаться как полное отсутствие информации о кандидатах в сети, так и чересчур высокая активность, некорректные высказывания, фото и видео.
4. Наиболее сложно закрываемые позиции
Здесь высокая конкуренция и низкая конверсия отклика в приглашения. Работодатели не только внимательно читают резюме (а значит, оно должно быть оформлено на высшем уровне), но и запрашивают рекомендации, знакомятся с профилями кандидатов в соцсетях, изучают профессиональные достижения кандидатов по открытым источникам. Так происходит при подборе менеджеров высшего звена, специалистов по управлению персоналом, сотрудников СМИ, научных сотрудников, юристов.
Таким специалистам не обойтись без привлечения нескольких каналов поиска работы: рекрутинговые порталы, профессиональные связи, закрытые группы в соцсетях, специализированные агентства и т.д. Управленцам высшего звена следует быть готовыми к длительному поиску работы.