Если верить специалистам, каждый третий литр бензина - суррогат. Чтобы он не оказался в баке вашего автомобиля, предлагаем прислушаться к советам Аллы Сидорович, директора Центра топливных исследований TFC, обслуживающего сеть АЗК "ОККО". Алла Евгеньевна более 20 лет работает в сфере контроля качества нефтепродуктов, поэтому кому как не ей знать, чем правильное топливо отличается от "бодяги".
Экономить нужно с умом
- С чем связана нынешняя вспышка "бодяжничества" на рынке?
- Как известно, нефтепродукты в Украине существенно подорожали ввиду девальвации гривны и роста налоговой нагрузки на отрасль. У водителей возникает естественное желание сэкономить, и этим активно пользуются некоторые непрозрачно работающие компании.
- Так что же, экономить не рекомендуется?
|
- Экономить нужно с умом. Смотрите на проблему комплексно, а не с точки зрения сомнительной сиюминутной выгоды. Если заправляешь машину хорошим горючим, то от покупки до первого серьезного ремонта в среднем наездишь 300-400 тыс. км, если же двигатель регулярно пичкать низкосортным бензином, он начнет "кашлять" уже после первой сотни тысяч пробега, а иногда и намного раньше. Кроме того, на хорошем топливе машина проедет значительно большее расстояние, чем на том же литраже низкокачественного продукта.
Иными словами, вы можете купить бензин на 2-3 гривны дешевле рыночной цены, но в конечном итоге окажется, что вы переплатили. При худшем сценарии такое топливо испортит топливную систему. Причем это не обязательно происходит моментально. Может потребоваться некоторое время, чтобы вредные вещества разъели детали. И тогда поездка в автосервис обойдется в несколько тысяч гривен. А пытались сэкономить всего сотню-другую. Особенно чувствительны к качеству топлива современные модели авто. Чем новее авто, тем выше у него требования к топливному "рациону".
Заливаете в бак нафталин
- Что могут подмешать в "бодяжное топливо"? С какими случаями вы часто сталкиваетесь в лаборатории?
- Наш Центр имеет в своем составе лаборатории, работающие в разных регионах Украины. Мы ежедневно анализируем десятки проб от разных клиентов, которые заправились на дешевых заправках, и видим, что доля подделок на рынке растет. Поэтому в своей практике я видела, как в бензины для повышения октанового числа добавляют ацетон, нафталин, ароматические углеводороды. Хуже всего, что зачастую полученная смесь нанесет вред не только автомобилю, но и водителю, окружающим людям, в том числе и его детям. Выхлопы от такого самопального горючего очень токсичны и канцерогенны, особенно если в состав попадет метанол или тетраэтилсвинец.
- Итак, низкая цена топлива - это уже повод призадуматься. А еще по каким признакам можно распознать некачественный нефтепродукт?
- Подделку не всегда распознаешь на цвет или запах. Для этого нужны лабораторные исследования. Поэтому 100-процентного рецепта нет. Но риски можно минимизировать. Во-первых, не заправляйтесь на случайных АЗС или с рук. Выберите для себя одну свою АЗС-сеть (и еще одну - резервную) и там заправляйтесь постоянно. Лучше из числа крупных, которые имеют заправки по всей стране. Это и удобнее, и безопаснее. Понимаете, если люди положили годы и миллионы на построение имиджа своего бренда, они не будут ставить под удар свою репутацию попытками мелкого жульничества. А малым сетям в этом смысле терять особо нечего.
Во-вторых, я рекомендую импорт. Любить национального производителя - это похвально и патриотично. Но любовь должна быть взаимной. К сожалению, украинское топливо все еще по своим показателям уступает качественному зарубежному. И еще нюанс - ввозной продукт сложнее закупить, документацию на него сложнее подтасовать, поэтому наши "бодяжники" предпочитают не браться за его подделку.
|
Заправляйтесь у проверенных
- Приближается зима. А это время серьезных испытаний для владельцев дизельных авто. Что вы посоветуете им, чтобы избежать стрессов, вызванных некондиционным топливом?
- Главное правило то же - заправляться у проверенных. Например, в сети "ОККО", где центр TFC обеспечивает полный цикл контроля качества нефтепродуктов, к началу зимнего сезона все остатки летних сортов - бензинов и ДТ - извлекаются из резервуаров на АЗС и заменяются исключительно зимними марками. Но это достаточно трудоемкая и дорогая процедура, которую не каждая сеть может себе позволить. Кому-то легче просто смешать сорта или разбавить летнее ДТ керосином. После такой алхимии оно уже не замерзнет. Зато возникает серьезный побочный эффект. Керосин смывает масляную пленку с цилиндров двигателя, а это прямой путь к его ремонту.
Кроме того, я бы рекомендовала владельцам дизельных авто провести определенную подготовку своих машин к зиме. В частности, в профилактических целях заменить в двигателе масло и топливный фильтр. И, конечно, как и с шинами, надо своевременно, лучше даже заблаговременно, переходить на зимние виды топлива, чтобы зима не подкралась незаметно.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
5 правил от Аллы Сидорович
Больше материалов, посвященных Всемирному дню качества, читайте в нашем Спецвыпуске "День качества".