22 декабря
Загрузить еще

Как уберечься от топливных подделок

Как уберечься от топливных подделок
Фото: Выберите для себя одну свою АЗС-сеть и там заправляйтесь постоянно.

Если верить специалистам, каждый третий литр бензина - суррогат. Чтобы он не оказался в баке вашего автомобиля, предлагаем прислушаться к советам Аллы Сидорович, директора Центра топливных исследований TFC, обслуживающего сеть АЗК "ОККО".   Алла Евгеньевна более 20 лет работает в сфере контроля качества нефтепродуктов, поэтому кому как не ей знать, чем правильное топливо отличается от "бодяги".

Экономить нужно с умом

- С чем связана нынешняя вспышка "бодяжничества" на рынке?

- Как известно, нефтепродукты в Украине существенно подорожали ввиду девальвации гривны и роста налоговой нагрузки на отрасль. У водителей возникает естественное желание сэкономить, и этим активно пользуются некоторые непрозрачно работающие компании. 

- Так что же, экономить не рекомендуется?

Алла Сидорович, директор Центра топливных исследований TFC.

- Экономить нужно с умом. Смотрите на проблему комплексно, а не с точки зрения сомнительной сиюминутной выгоды. Если заправляешь машину хорошим горючим, то от покупки до первого серьезного ремонта в среднем наездишь 300-400 тыс. км, если же двигатель регулярно пичкать низкосортным бензином, он начнет "кашлять" уже после первой сотни тысяч пробега, а иногда и намного раньше. Кроме того, на хорошем топливе машина проедет значительно большее расстояние, чем на том же литраже низкокачественного продукта.  

Иными словами, вы можете купить бензин на 2-3 гривны дешевле рыночной цены, но в конечном итоге окажется, что вы переплатили. При худшем сценарии такое топливо испортит топливную систему. Причем это не обязательно происходит моментально. Может потребоваться некоторое время, чтобы вредные вещества разъели детали. И тогда поездка в автосервис обойдется в несколько тысяч гривен. А пытались сэкономить всего сотню-другую. Особенно чувствительны к качеству топлива современные модели авто. Чем новее авто, тем выше у него требования к топливному "рациону". 

Заливаете в бак нафталин

- Что могут подмешать в "бодяжное топливо"? С какими случаями вы часто сталкиваетесь в лаборатории?

- Наш Центр имеет в своем составе лаборатории, работающие в разных регионах Украины. Мы ежедневно анализируем десятки проб от разных клиентов, которые заправились на дешевых заправках, и видим, что доля подделок на рынке растет. Поэтому в своей практике я видела, как в бензины для повышения октанового числа добавляют ацетон, нафталин, ароматические углеводороды. Хуже всего, что зачастую полученная смесь нанесет вред не только автомобилю, но и водителю, окружающим людям, в том числе и его детям. Выхлопы от такого самопального горючего очень токсичны и канцерогенны, особенно если в состав попадет метанол или тетраэтилсвинец.   

- Итак, низкая цена топлива - это уже повод призадуматься. А еще по каким признакам можно распознать некачественный нефтепродукт?

- Подделку не всегда распознаешь на цвет или запах. Для этого нужны лабораторные исследования. Поэтому 100-процентного рецепта нет. Но риски можно минимизировать. Во-первых, не заправляйтесь на случайных АЗС или с рук. Выберите для себя одну свою АЗС-сеть (и еще одну - резервную) и там заправляйтесь постоянно. Лучше из числа крупных, которые имеют заправки по всей стране. Это и удобнее, и безопаснее. Понимаете, если люди   положили годы и миллионы на построение имиджа своего бренда, они не будут ставить под удар свою репутацию попытками мелкого жульничества. А малым сетям в этом смысле терять особо нечего.  

Во-вторых, я рекомендую импорт. Любить национального производителя - это похвально и патриотично. Но любовь должна быть взаимной. К сожалению, украинское топливо все еще по своим показателям уступает качественному зарубежному. И еще нюанс - ввозной продукт сложнее закупить, документацию на него сложнее подтасовать, поэтому наши "бодяжники" предпочитают не браться за его подделку.

Подделку не всегда распознаешь на цвет или запах. Для этого нужны лабораторные исследования. 

Заправляйтесь у проверенных

- Приближается зима. А это время серьезных испытаний для владельцев дизельных авто. Что вы посоветуете им, чтобы избежать стрессов, вызванных некондиционным топливом?

- Главное правило то же - заправляться у проверенных. Например, в сети "ОККО", где центр TFC обеспечивает полный цикл контроля качества нефтепродуктов, к началу зимнего сезона все остатки летних сортов - бензинов и ДТ - извлекаются из резервуаров на АЗС и заменяются исключительно зимними марками. Но это достаточно трудоемкая и дорогая процедура, которую не каждая сеть может себе позволить. Кому-то легче просто смешать сорта или разбавить летнее  ДТ керосином. После такой алхимии оно уже не замерзнет. Зато возникает серьезный побочный эффект. Керосин смывает масляную пленку с цилиндров двигателя, а это прямой путь к его ремонту. 

Кроме того, я бы рекомендовала владельцам дизельных авто провести определенную подготовку своих машин к зиме. В частности, в профилактических целях заменить в двигателе масло и топливный фильтр. И, конечно, как и с шинами, надо своевременно, лучше даже заблаговременно, переходить на зимние виды топлива, чтобы зима не подкралась незаметно.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

5 правил от Аллы Сидорович

  1. Скупой платит дважды. Плохой бензин по высокой цене бывает, но хороший по низкой - никогда. 
  2. Отдавайте предпочтение импорту. Причем стандарта Евро-5. 
  3. Храните верность. Выберите свою АЗС-сеть и всегда старайтесь заправляться на ней.
  4. Знайте свои права. На любой АЗС вы вправе попросить все документы, подтверждающие качество и происхождение топлива. Если персонал отказывается их предоставить, это первый сигнал о возможных нарушениях со стороны АЗС. 
  5. Доверяйте, но проверяйте. Если у вас возникли сомнения относительно качества топлива, обращайтесь в ближайшую сертифицированную лабораторию для исследования образцов топлива. 

Больше материалов, посвященных Всемирному дню качества, читайте в нашем Спецвыпуске "День качества".