7 ноября
Загрузить еще

Налоговая реформа: начинаем разбирать, как нас будут обдирать

Налоговая реформа: начинаем разбирать, как нас будут обдирать
Фото: Рисунок: Катерина Мартинович

Полгода одной из основных экономических тем является налоговая реформа. Министерство финансов уже представило свое видение налоговых изменений. Сегодня свой законопроект в парламент должны внести депутаты. Его внесение специально отложили до понедельника, чтобы их не обвинили в популизме. Ведь депутатская реформа выглядит намного мягче, чем предложенная Минфином. По оценкам чиновников, если принять правительственный законопроект, то бюджет недосчитается 60 млрд грн., если же будет принят парламентский вариант, то дефицит составит 200 млрд грн. Давайте сравним эти два документа.

Все по двадцать или еще ниже?

В правительстве решили уравнять четыре основных налога на уровне 20%. Сейчас ставка Единого социального взноса, который платит предприятие, начисляя зарплату сотрудникам, составляет 36,7 - 49,7%. По этой причине многие предпочитают платить зарплату в конверте. Ведь для того чтобы начислить сотруднику 1000 грн., минимум 367 грн. уходит на налоги. Это самая хорошая новость.

Что касается ставки налога на прибыль, то она вырастет на 2%, ставка НДС не изменится, но при этом в правительстве хотят лишить льгот аграриев. ЕСВ в размере 3,6%, который платил работник предприятия, хотят вообще отменить. 

В либеральном парламентском варианте также предполагается, что ЕСВ, удерживаемый из зарплаты, отменяется, а ставки остальных налогов установят еще ниже. Предполагается, что налоговая нагрузка будет формироваться следующим образом:

  • налог на распределяемую прибыль - 15%,
  • НДС -15%,
  • ЕСВ - 20%.

Эти революционные для бизнеса положения налоговой реформы ставят в тупик экономистов. Они не уверены, что государство сможет наполнить бюджет для того, чтобы платить пенсии и другие социальные выплаты.

Зарплатный парадокс

Согласно правительственному законопроекту налоговую нагрузку на предприятия хотят уменьшить, но заставить больше платить работников. Правительство предлагает установить ставку налога на доходы физлиц на уровне 20%. Сейчас в зависимости от уровня дохода она составляет от 15 до 20%. При этом максимальную ставку платят всего 2% богатого населения. 

Также в правительстве предлагают ввести необлагаемый минимум на уровне одной минимальной зарплаты. 

Депутатский законопроект предполагает снижение ставки налога на доходы физлиц до 10%. То есть она будет уменьшена как минимум в полтора раза.

Эксперты говорят, что повышение ставки до 20% приведет к тенизации, а уменьшение не сможет наполнить бюджет. 

- Я бы оставил ставку на уровне 15%, но сделал бы ее плоской и предсказал ряд налоговых льгот при осуществлении документально подтвержденных расходов на мероприятия по энергосбережению и внедрению технологий, направленных на использование альтернативных видов энергии, - говорит экономист Борис Кушнирук.

Два подхода к единому налогу

В правительстве предлагают существенно сократить количество юрлиц, которые пользуются упрощенной системой налогообложения. На I группе останется бизнес с оборотом менее 300 тыс. грн. в год. Объединяют II и II группы, ограничив их оборотом 2 млн грн. 

Согласно либеральной модели налоговой реформы, единый налог будет выглядеть следующим образом:

- Система упрощенного налого­обложения для I и II групп предпринимателей остается без изменений. Это касается оборота до 1,5 млн гривен.

- К III группе будут относиться предприниматели с объемом оборота до 5 млн гривен. Сегодня эта группа может использовать годовой оборот до 20 млн гривен в год. При этом налогообложение будет осуществляться по возрастающей шкале:

  • 2016 год - 3% + НДС или 6% без уплаты НДС
  • 2017 год - 4% + НДС или 8% без уплаты НДС
  • 2018 год - 5% + НДС или 10% без уплаты НДС

- В IV группу входят сельхозпроизводители с годовым объемом доходов до 100 млн гривен.

При этом парламентарии предлагают отменить упрощенную систему налогообложения для предпринимателей, занимающихся изготовлением и продажей кожаных и меховых изделий, рестораторов, отельеров и ювелиров.

Водителям придется раскошелиться

А вот по вопросу налогообложения дорогих автомобилей и правительство, и  депутаты были единодушны. Транспортный налог размером 25 тыс. грн. в год будут платить только владельцы авто класса люкс. Их перечень составит Кабмин.

Участники авторынка выступают против этого налога, обосновывая это тем, что сумма в миллион гривен при девальвации национальной валюты сделает "премиальными" автомобили среднего класса. Также, по словам главы Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олега Назаренко, разные комплектации одних и тех же моделей автомобилей могут стоить больше или меньше миллиона гривен, что будет вызывать путаницу относительно того, стоит ли платить налог на роскошь или нет. 

КОМПЕТЕНТНО

Будут искать компромисс 

Большинство экспертов уверены, что предложенный депутатами либеральный вариант налоговой реформы не пройдет в либеральном виде. Так, например, специалист отдела продаж долговых ценных бумаг инвестиционной компании Dragon Capital Сергей Фурса считает этот вариант популизмом в чистом виде. По его словам, депутаты хотят увеличить дефицит бюджета и попросить на это денег у МВФ, который на это не пойдет. Поэтому придется искать компромисс. Согласны с этим и другие специалисты.

- В парламент будет подан комитетский вариант налоговой реформы, - уверен экономист Андрей Блинов. - И уже в него будут вноситься изменения, целью которых будет сокращение фискального дефицита. Думаю, что  компромисс в первую очередь возможен в сфере изменения ставки НДС. 

 

КСТАТИ

Что еще предлагается

Из-за снижения налоговых поступлений с фонда оплаты труда правительство собирается постепенно увеличивать акцизы на алкоголь и табак. При этом самое крупное повышение налогов на 50% запланировано уже на следующий год. После чего еще пять лет они будут расти на 5-7% в год. 

Еще одной идеей по наполнению бюджета является возрождение в Украине игорного бизнеса. С него хотят получать до 5 млрд грн. в год. Такие оценки специалисты считают вполне реалистичными. 

В парламентском комитете, наоборот, хотят увеличить необлагаемый минимум для работающих пенсионеров до 10 тысяч гривен в месяц, а также приравнять к родственникам первой степени родства братьев, сестер и внуков. Это должно снизить налоговую нагрузку на тех, кто получает наследство. 

А В ЭТО ВРЕМЯ

МВФ выступает против 

Помните мультик, который назывался "Баба-яга против"? Приблизительно так же себя ведет и МВФ. Там уже заявили, что могут приостановить программу финансирования Украины, если парламентский комитет по вопросам налоговой и таможенной политики внесет в Верховную Раду свой проект налоговой реформы, разработанный депутатами, экспертами и представителями бизнеса. После в фонде смягчили свое заявление и сказали, что они не против снижения налогов, если будут найдены "компенсаторы" бюджетных поступлений. Другими словами, если одни налоги понизят, то другие придется повышать.

Эксперты фонда оценивали два варианта налоговой реформы и оба им не понравились. По оценкам Минфина, комитетский законопроект может стоить бюджету потерями доходов в объеме 200 млрд грн., правительственный - более 60 млрд грн.