На заправках, которые торгуют сжиженным газом, цена литра топлива за несколько дней выросла больше чем на две гривны. Сейчас литр газа стоит больше 10 гривен. Эксперты объясняют ситуацию несколькими факторами.
- Резкий рост цен обусловлен тем, что одновременно сошлись несколько неблагоприятных факторов, - говорит директор консалтинговой компании А-95 Сергей Куюн. - Во-первых, по вине поставщиков из России упали объемы поставок из этой страны. Во-вторых, Белорусский газоперерабатывающий завод в городе Мозырь, откуда мы получали топливо, перешел на выпуск раздельных фракций пропана и бутана. А в Украине не у всех продавцов есть возможность смешивать эти фракции - попросту нет инфраструктуры. Если учесть, что около 50% поставок сжиженного газа у нас приходятся на импорт, то на рынке образовался дефицит и цены пошли вверх.
По словам эксперта, такая ситуация с газом будет продолжаться неделю-две.
- Традиционно в начале ноября, когда ухудшается погода, резко падает потребление сжиженного газа, - продолжает Сергей Куюн. - С другой стороны, за это время поставщики наладят альтернативные поставки. Ведь на мировых рынках цена на газ не изменилась. Если после выборов не будет девальвации, то стоимость литра газа упадет ниже 9 грн.
Продавцы экономят на налогах
Бензин также не дешевеет, хотя мировые цены на нефть опустились ниже 50 долларов. Эксперт говорит, что многие трейдеры не исключают девальвацию после выборов. А сейчас, когда доллар опять пошел вверх, некоторые продавцы даже могут попробовать повысить цены.
- Каждая копейка в колебании курса доллара - это копейка в цене топлива, - говорит Сергей Куюн. - По аналогии с прошлым годом, когда после выборов началась девальвация, трейдеры ждут, что будет с курсом. Поэтому сейчас никто снижать цены на топливо не спешит. Если же гривна будет стабильной, то и цены на заправках останутся без изменений.
Свою лепту в украинский рынок топлива вносит и Россия, которая запретила своим поставщикам продавать дизельное топливо в Украину. Ведь оно может быть использовано в военных целях.
- Экспорт бензина и дизтоплива был ограничен по распоряжению Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, - отмечает аналитик компании UPECO Александр Сиренко.
Правда, дефицита на рынке это вызвать не должно. По словам экспертов, поставки бензина и дизтоплива у нас происходят из разных стран.
По данным НТЦ "Психея", мелкооптовые цены на дизельное топливо за последние дни немного выросли, а на бензин снизились. Но эти изменения незначительны - в пределах нескольких копеек за литр.
- Налоги занимают 40% в цене литра бензина и 30% в цене литра дизельного топлива, - продолжает Сергей Куюн. - Все нефтетрейдеры покупают топливо по одним и тем же ценам, ведь Украина практически не добывает своей нефти. А разница в цене в 15% на разных заправках говорит о том, что некоторые трейдеры попросту не платят часть налогов.