Уже с 1 января в полной мере начнет работать экономическая часть Ассоциации Украины с ЕС. Нашей стране придется снижать ставки ввозных пошлин на европейские товары, и они начнут дешеветь. С другой стороны, Россия грозит ввести продуктовое эмбарго в отношении украинских товаров. Мы решили разобраться, кто выиграет, а кто проиграет от этого.
Цены вниз, но не сразу
Самые большие ожидания украинцев от Ассоциации с ЕС связаны с тем, что должны быть отменены почти все импортные пошлины на европейские товары. Особенно много надежд на продукты питания, одежду и автомобили, которые в ЕС часто стоят дешевле, чем у нас.
Но эксперты советуют не торопиться. Дело в том, что Украина выторговала себе переходной период сроком до 10 лет, в течение которого пошлины будут снижаться постепенно.
- С 1 января 2016 года никакой полноценной зоны свободной торговли не будет, а будет только начат процесс создания этой самой зоны, - говорит экономист Александр Охрименко. - И, согласно тексту соглашения, он растянется на 10 лет. А за это время много чего может произойти.
Если открыть специальные приложения к договору об ассоциации, то там можно увидеть срок изменения ставок импортных пошлин, которые действуют в Украине. Например, берем морскую рыбу, которая в нашей стране не производится, в первую очередь это лосось, форель, семга и угорь. Сейчас на нее действует импортная пошлина по ставке 10%. Украина обязуется снизить пошлину за 3-7 лет в зависимости от вида продукции. То есть с нового года можно ждать снижения цен не более чем на 1-2%, что на фоне колебаний курсов валют практически не заметно.
Как говорят эксперты, сразу после вступления соглашения в силу Украина предоставляет немедленные преференции только 49,2% объема экспорта промышленных товаров со стороны ЕС. После семилетнего переходного периода доля экспорта ЕС, которая получит преференции для доступа на рынок Украины, возрастет до 96%. Для автомобильного сектора (автомобили), на который приходится 4% экспорта ЕС в Украину, предусмотрен особенно длительный десятилетний переходный период; после этого появится возможность применять дополнительные меры предосторожности в течение дополнительных 5 лет.
Автомобили подорожают
На автомобилях остановимся отдельно. По словам генерального директора Всеукраинской ассоциации импортеров и дилеров Олега Назаренко, в первый год ввозная пошлина на иномарки остается прежней - 10%. Дальше она будет уменьшаться на 1% каждый год в течение 9 лет. То есть через год будет 9%, еще через год - 8%, и так до полной отмены (0%).
- При этом Украина в случае превышения объема импорта из ЕС свыше 45 тыс. авто в год будет вводить спецпошлину с целью сделать общую пошлину 10%, - поясняет Олег Назаренко. - На автомобили с объемом двигателя свыше 3000 куб. см пошлина начала снижаться еще с 2009 года, когда страна вступила в ВТО, и на сегодня уже упала до 5% без права Украины ее повышать. А теперь формально Украина будет иметь право поднять пошлину с нынешних 5 до 10%, так как объемы двигателей в Соглашении с ЕС не оговорены.
Еще один фактор, который повлияет на стоимость автомобилей после Нового года, - запрет на ввоз автомобилей с нормами токсичности ниже чем Евро-5. То есть фактически в Украину нельзя будет завозить машины, которые были произведены в ЕС до 1 сентября 2009 года, когда там начала действовать эта норма. Более того, в Украину начнут поставлять более дорогие авто с нормами Евро-6.
- Европа уже перешла на стандарт Евро-6, - поясняет Олег Назаренко. - Сейчас там практически прекратили производство авто с нормами Евро-5. До сих пор в ЕС производили авто с нормами Евро-4 для ряда третьих стран, в том числе и Украины. Отдельно оставлять линию для производства авто с нормами Евро-5 только для Украины никто не будет. А машины, которые соответствуют нормам Евро-6, существенно дороже.
Также эксперт не исключает, что Украина может увеличить ставки спецпошлин на импорт российских автомобилей на 10-17%. Это может привести к подорожанию не только ВАЗов, но и некоторых моделей иномарок, которые завозят в Украину из РФ.
Как видите, существенного удешевления товаров именно из-за Ассоциации с ЕС в магазинах и автосалонах ждать не приходится. Но цены на импорт все-таки снизятся. Произойдет это из-за того, что правительство должно отменить дополнительный импортный сбор в размере 5-10%, который был введен для улучшения платежного баланса страны сроком на один год. По правилам ВТО, дольше его применять нельзя. Да и в Кабмине уже подтвердили намерение отменить его.
КСТАТИ
Чего стоят угрозы Москвы
Теперь давайте разберемся, во сколько украинским производителям обойдется продуктовое эмбарго со стороны России. В Москве опасаются, что из-за снижения пошлин европейские товары будут поставляться в Украину, тут перепаковываться и продаваться в Россию под видом нашей продукции. Так, РФ уже заполонили белорусские креветки, лосось и пармезан. В общем, чтобы оградить своих граждан от подобных страшных товаров уже из Украины, и обещают ввести полноценное эмбарго.
Правда, украинские производители не должны сильно почувствовать этот запрет. По данным министра агрополитики Алексея Павленко, в структуре украинского агроэкспорта поставки в Россию занимают лишь 2%.
Продукция | Срок отмены пошлин, лет | Сегодняшняя ставка ввозной пошлины, % |
Рыба | 0-7 | 0-10 |
Мясо (свинина) | 0% на 10 тыс. тонн в год | 12 |
Говядина | 3 | 15 |
Птица (курятина), тушки мороженные | 0% на квоту 10 тыс. т | 12 |
Птица (курятина), "ножки Буша" мороженные | 7 | 12 |
Птица (курятина), тушки охлажденные | 7 | 15 |
Сыр | 7 | 10 |
Молоко | 5 | 10 |
Сок | 0-3 | 2-10 |
Пиво | 0 | 0,05 евро/литр |
Вино | 5 | 0,3-0,4 евро/литр |
Ткани (хлопок) | 0 | 1-5 |
Одежда | 0 | 12 |
Зерно (пшеница) | 3 | 10 |
Автомобили легковые (новые) | 10 | 10 |
Что еще должна сделать Украина