Загрузить еще

Изменения в Бюджете-2015: На олигархов будут работать все госпредприятия

Изменения в Бюджете-2015: На олигархов будут работать все госпредприятия
Фото: Фото: REUTERS

Кроме роста соцстандартов, законопроект имеет и другие, еще более важные положения, на которых внимание общественности пока не акцентируется. Речь идет о нормах, которыми предлагается дополнить Закон "О Государственном бюджете на 2015 год", и первая из них – статья 32. Скажем сразу: по традиции она изложена настолько косноязычно, что обывателю будет разобраться в ней затруднительно. Однако эксперты ОО "Публичный аудит" разъяснили, в чем ее суть.

- В этой статье речь идет о том, что есть некая условная сумма, - поясняет заместитель руководителя ОО "Публичный аудит" Андрей Вигиринский. - Официально она не обнародована и доподлинно не известна, так же как и период, за который она возникла. Эту сумму бюджет должен компенсировать производителям коммунальных услуг, за якобы, то, что они предоставляли свои услуги в убыток. В то же время предприятия-поставщики коммунальных услуг имеют задолженность перед бюджетом по уплате налогов, в основном НДС, которые, исходя из особенностей продукта, платит конечный потребитель – население, промышленные потребители, бюджетные учреждения.

Но из-за увеличения в этом году тарифов на коммунальные услуги, повысились и налоговые поступления от потребителей в бюджет. За счет этих новых налоговых поступлений, то есть, фактически за счет того, что потребитель платит больше, и будет погашаться эта надуманная задолженность.

Эксперт напоминает, что сумма таких компенсаций поставщикам коммунальных услуг на 2015 год была утверждена в объеме 2,9 млрд грн. Наряду с этим в пояснительной записке к новому законопроекту отмечается, что в связи с введением в действие с 01.07.2015 электронных счетов по администрированию НДС и поступлением этого налога в общий фонд, предлагается увеличить расходы по бюджетной программе КПКВК2761520 на 2,7 млрд гривен. Соответственно в расходной части Бюджета-2015 размер компенсаций поставщикам коммунальных услуг предлагается к утверждению уже в размере 5,6 млрд грн, из которых 800 млн – за счет средств спецфонда, и 4,8 млрд. – за счет общего фонда бюджета.

В пояснительной записке к документу отмечается, что, по информации Государственной фискальной службы, на 01.07.2015 налоговый долг предприятий электроэнергетической, нефтегазовой, угольной отраслей компаниям, которые оказывают услуги по производству, транспортировке и поставке тепловой энергии, и предприятиям централизованного водоснабжения и водоотвода составляет 5,6 млрд грн. То есть, возможно, Кабмин планирует, что задолженность будет погашена в текущем году и потребители коммунальных услуг (поскольку именно они платят налоги по тарифам) профинансируют выплату долгов предприятиям-монополистам.

- Казалось бы, в этом году рассчитаемся и вопрос снимается, но все не так просто, - говорит Андрей Вигиринский. – Летом ВР приняла Закон "О внесении изменений в некоторые законы Украины в сфере коммунальных услуг". В его заключительных и переходных положениях содержалась норма, которой Кабмину поручалось до 1 июля 2017 года принять меры по возмещению разницы в тарифах в полном объеме. Данная норма предусматривает полный расчет с производителями услуг, при этом в пояснительной записке отмечалось, что реализация закона не требует дополнительных расходов из госбюджета. Как видим, это утверждение не соответствовало действительности.

Кроме того, суммы компенсаций теперь надо учитывать не только в бюджете 2015-го, но и при формировании расходной части государственного и местных бюджетов на 2016-2017 годы, продолжает эксперт. Исходя из этого можно предположить, что начисленная к компенсациям общая сумма превышает 5,6 млрд грн налогового долга, о которых говорилось выше. Ведь такие компенсации будут проводиться в течение следующих двух лет.

На момент принятия закона "О внесении изменений в некоторые законы Украины в сфере коммунальных услуг" источники возмещения не оговаривались, однако в текущих изменениях в Бюджет-2015 этот вопрос раскрыт. Часть 2 статьи 32 детализирует источники поступления средств на указанные цели, предлагая разрешить Кабмину привлекать поступления от предприятий, определенных частью 1 этой статьи, отсроченных налоговых обязательств из НДС, налога на прибыль, налоговый долг, из уплаты дивидендов, чистой прибыли госпредприятий и т.д.

- Получается, что для того, чтобы рассчитаться с предприятиями, принадлежащими олигархическим кланам (а фактически обеспечить им сверхприбыль, ведь только наивные могут предполагать, что монополисты работали себе в убыток и при этом продолжали участвовать в приватизации неприбыльных предприятий-поставщиков коммунальных услуг), государство направит на это доходы, полученные от погашения задолженности госпредприятий, - резюмирует Вигиринский. – Таким образом, предлагаемые изменения означают, что государственные компании в ближайшие годы будут работать не в интересах Украины, а на монополистов!

Словом, все, что потребители якобы не доплатили в предыдущие годы, они заплатят в течение следующих двух лет, резюмирует эксперт. А если и этого не хватит, на монополистов будут работать все государственные предприятия.

Новости по теме: госбюджет-2015