О необходимости провести реформу сферы железнодорожных перевозок в Украине говорят уже не первый год. Нынешнее правительство, похоже, всерьез вознамерилось реорганизовать "Укрзализныцю", превратив ее в акционерное общество, и сделать это в как можно более сжатые сроки. По словам министра инфраструктуры Андрея Пивоварского, новую юридическую и организационную структуру представят уже в сентябре этого года. Но успех реформы будет напрямую зависеть от ее непосредственных исполнителей, в частности руководства "Укрзализныци". А у них, как показывает практика, к сожалению, свое видение реорганизации, диаметрально противоположное интересам государства в этом вопросе.
Единственная реальная реформа
Достижения властей в плане реформирования монополиста железнодорожных перевозок за последние несколько лет можно перечислить на пальцах одной руки. Если не причислять к таковым повышение тарифов и проведение популярного нынче "конкурса" на должность гендиректора, то единственной реальной и эффективной реформой "Укразализныци" стало внедрение системы "Электронный билет".
Начало было положено в 2012 году и с тех пор сегмент он-лайн продаж демонстрирует стабильный рост. Если в 2012 году через Интернет продавалось около 3,5% билетов, а в 2013 году – около 9%, то в 2014 году этот показатель достиг 13%. С начала текущего года уже каждый пятый билет был куплен в он-лайне. Система "Электронный билет" разработана украинской IT-компанией и обошлась в десятки раз дешевле иностранных аналогов. Затраты на внедрение системы окупились уже за первые несколько месяцев работы. 21 августа 2014 года Приемная комиссия "Укрзализныци", созданная приказом тогдашнего первого зама гендиректора "Укрзализныци" Максима Бланка (№449-ЦЗ/Од от 19.08.2014 г.), своим решением ввела систему в промышленную эксплуатацию.
Система позволила украинцам бронировать и покупать билеты без очередей через Интернет с помощью компьютеров, мобильных устройств, платежных терминалов, а также через агентские сети. Жители небольших и отдаленных населенных пунктов получили возможность купить проездной документ даже без Интернета – в любом отделении "Укрпочты". Взаимодействие с Единой государственной электронной базой Минобразования сделало возможным онлайн-продажу билетов со скидкой для студентов. Поменялся и механизм возврата купленных проездных документов. Если раньше возврат оформлялся через кассу, деньги возвращались почтовым переводом и процедура могла затянуться на пару месяцев, то с электронным билетом время возврата сократилось до нескольких часов.
Система сделала прозрачной и нивелировала пресловутую коррупционную составляющую в системе продажи билетов и в самой "Укрзализныце". Деньги от агентов по продаже билетов поступают прямо на счета монополиста без компаний-посредников. Минимизированы затраты "Укрзализныци" на обслуживание он-лайн оплат. Все агенты и банки-эквайеры получили равные условия доступа к системе. Правда, равенство это устроило не всех и "Электронный билет", приносящий многомиллионную прибыль, стал предметом коррупционного интереса тех, кто привык зарабатывать на перепродаже билетов через аффилированные фирмы.
Частное госпредприятие
Вопреки декларируемому курсу на оптимизацию организационной и финансовой структуры, открытость, прозрачность и публичность, 23 февраля 2015 года все тот же Максим Бланк (уже в должности и.о. гендиректора "Укрзализныци") издает приказ №055-Ц/Од "О некоторых вопросах организации централизованной продажи проездных/перевозочных документов электронными каналами обслуживания". Фактически, спустя полгода после внедрения "Электронного билета", руководство "Укрзализныци" вновь затеивает "реформу" сферы он-лайн продаж и выделяет миллионы гривен на разработку того, что и так уже создано, успешно работает и приносит прибыль. Сам этот факт, в котором налицо коррупционная составляющая, уже заставляет задуматься об успешности заявленного курса на реформы.
Но куда большее беспокойство вызывает другой нюанс, связанный с приказом №055-Ц/Од. С 2012 года он-лайн продажей билетов занимается ГП "Главный информационно-вычислительный центр "Укрзализныци" (ГИВЦ), стратегическое предприятие со штатом в 350 специалистов, которое с внедрением системы начало генерировать стабильную прибыль. Февральский приказ руководства фактически предполагает перевод системы "Электронный билет" из ГИВЦ в некое ГП "Расчетный центр Министерства инфраструктуры Украины", созданное в июле 2008 года, и имеющее в штате около десятка не отличающихся компетентностью сотрудников. За 6 лет своего существования "Расчетный центр" не выполнил ни одной из стоявших перед ним задач и "засветился" при этом в ряде коррупционных скандалов. В июне 2014 постановлением Кабмина № 200 от 25 июня 2014 года по непонятным причинам "Расчетный центр" включили в Перечень предприятий и учреждений, на базе которых планируется организовать ПАО "Украинская железная дорога". Работая, как агент по распространению ж/д билетов он-лайн, "Расчетный центр" продает около 9 тыс. проездных документов в месяц (0,1% от их общего количества), что также свидетельствует не в его пользу.
Фактически речь идет о попытке Максима Бланка вывести из-под контроля "Укрзализныци", крупные финансовые потоки - минимум 7-8 млрд. грн. ежегодно.
Как утверждает ряд СМИ в свое время проверки "Укрзализныци" обнаружили факты кредитования "Расчетным центром" частной компании "Аргест Групп", которая занимается продажей он-лайн билетов и принадлежит Александру Кашперскому. Он же одновременно является первым заместителем директора "Расчетного центра".
Наряду с Кашперским в этой афере непосредственное участие принимает и новоназначенный руководитель ГИВЦа – Игорь Павленко. Почему он не задается вопросом о правомерности своих действий и о судьбе стратегического предприятия, которое он возглавляет, ведь в результате махинаций руководства "Укрзализныци", ГИВЦ станет убыточным. А отвечать придется ему, а не его кукловодам.
Назад в прошлое
Схема по переводу "Электронного билета" в "Расчетный центр", лишь формально являющийся государственным предприятием, по сути своей предполагает возврат к старому коррупционному механизму, при котором агентами становятся одна или несколько аффилированных компаний, через которые и реализуются билеты другим контрагентам и населению. Частные фирмы собирают "сливки" в виде чистой прибыли, а "Укрзализныця" в этом случае лишается контроля над продажей билетов – как технологически, так и финансово, и несет миллионные убытки. ГИВЦ в этом случае вновь превратится в убыточное предприятие, финансирование которого ляжет дополнительным бременем на бюджет "Укрзализныци". Рядовым украинцам возврат к прежней схеме продажи он-лайн билетов тоже не сулит ничего хорошего: не будет возможности использовать многие из ныне действующих дополнительных сервисов, ухудшится качество обслуживание клиентов и ввиду отсутствия квалифицированных кадров в "Расчетном центре", приходится ожидать и значительных сбоев в работе системы в целом. В конечном итоге все убытки лягут на плечи пассажиров, что неминуемо приведет к росту цен на билеты.
В "Укрзализныце", к слову, уже анонсировали повышение тарифов на перевозки на 25%, но пока не назвали точной даты. Можно ли связывать февральский приказ Максима Бланка с его же заявлением о необходимости повышать стоимость перевозок, сделанным месяц спустя? Ответ очевиден. И при всех громких заявлениях о борьбе с коррупцией, воз и ныне там. С коррупцией на "Укрзализныце" мало того, что не борются, судя по всему её возглавили и развивают!
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.