25 ноября
Загрузить еще

Одесский припортовый завод остановил прокачку аммиака

Одесский припортовый завод остановил прокачку аммиака
Фото: Фото: yuzhny.in.ua

Тяжелая экономическая ситуация и фактический разрыв торговых и производственных связей с Россией ставит многие предприятия на грань остановки. И касается это не только ориентированных на военные заказы заводов. Перед новым годом рабочие Одесского припортового завода (ОПЗ) даже обращались к президенту Украины и губернатору Одесской области. Дело в том, что многие из них попали под сокращение из-за тяжелой экономической ситуации на ОПЗ. А тем, кто работает, задерживают зарплату. 

Казалось бы, в такой ситуации предприятие должно хвататься за любые заказы, чтобы загрузить свои мощности. Но вместо этого ОПЗ предпочел пойти другим путем. Он начал повышать тарифы на свои услуги. Очень показательная ситуация, которая, по сообщениям СМИ, сложилась у этого завода с компанией "Укртрансхимаммиак".

Как рассказали нам в компании, весной прошлого года Одесский припортовый завод объявил об увеличении тарифов за свои услуги - по приемке, хранению, захолаживанию и погрузке жидкого аммиака. При этом никаких конкретных обоснований увеличения тарифов предприятиям-партнерам не приводилось. Чтобы не обострять ситуацию в отношениях с ОПЗ, предприятия, прокачивающие аммиак, с увеличением тарифов согласились, ведь его увеличение было несущественным. 

Однако, видимо, войдя во вкус, в ноябре на ОПЗ уже решили увеличить тарифы более чем на 50%. "Укрхимтрансаммиак", естественно, запросил обоснование столь существенного роста тарифов. Ведь компании нужно объяснить производителям, почему растут тарифы. В ответ на это ОПЗ сослался на тарифы на перегрузку, существующие в Европе и Америке. Как говорят в "Укрхимтрансаммиаке", в результате этого тарифы ОПЗ стали выше существующих в настоящее время в европейских и американских портах. При этом, по их словам, если брать иностранные тарифы, то нужно учитывать, что в портах ЕС и США аммиак перегружают из цистерн, которые прибывают в порты по железной дороге. Поэтому стоимость такого способа перегрузки примерно на 40% дороже, чем на ОПЗ, который получает аммиак по трубопроводу.

"Укрхимтрансаммиак" пытался договориться с ОПЗ, чтобы те установили экономически обоснованные тарифы. Для этого было предложено привлечь независимую компанию, которая бы провела оценку стоимости затрат и смогла бы сформулировать обоснованные рыночные тарифы. На ОПЗ с этим не согласились. 

Далее компании начали выяснять взаимоотношения в суде. "Укрхимтрансаммиак" попросил обосновать повышение тарифов уже при помощи Фемиды.

Казалось бы, обычный хозяйственный спор. Если бы не одно но. Обе эти компании являются государственными. Но их конфликт не смогли разрешить даже на совещании в правительстве Украины на уровне Минэкономразвития. Можете себе представить, что бы две компании с одним владельцем подавали друг на друга в суд, потому что не могут договориться о тарифах? В случае же когда хозяин государство, то возможно все. Не исключено, что такое поведение руководства ОПЗ связано с тем, что предприятие вот-вот хотят выставить на приватизацию.

Как бы там ни было, по сообщениям СМИ, 22 января прокачка аммиака была приостановлена. То есть оба предприятия сейчас несут убытки, не получают прибыль и не платят налоги в бюджет, из-за того что кто-то не хочет договариваться. А рабочие в это время пишут письма руководству страны, требуя повлиять на ситуацию. 

КОМПЕТЕНТНО

Люстрировать нужно и директоров госпредприятий

Павел КОПИЛЯН, Центр политического маркетинга, Киев:

- Пример с ОПЗ наглядно демонстрирует неэффективность государственного менеджмента на предприятиях государственной формы собственности. В случае с крупными, стратегическими объектами это просто недопустимо. Особенно в период жесткого экономического кризиса, когда страна находится фактически на грани дефолта. Для того чтобы упредить подобные проблемы на других госпредприятиях, правительству Украины необходимо предпринять ряд превентивных мер. Например, распространить нормы "люстрационного закона" на руководителей крупных госпредприятий, в первую очередь - имеющих стратегическое значение для страны.