Завод закрыт. До марта
21 января более 200 рабочих завода устроили митинг, требуя выплатить пятимесячные долги по зарплате.
- Если нам изредка и перепадает что-то, то по 200-300 гривен, не больше, - рассказывает "КП" участница митинга, бывшая работница ЮМЗ Елена. - Мне пришлось уволиться, так как полученные деньги уже не покрывали даже затрат на проезд!
- А я получила за июль 2014-го 700 гривен, и все, - жалуется заводчанка Наталья. - Как с двумя детьми можно прожить на эти деньги?
А 25 января завод вообще закрыли до 2 марта. Людей отправили в неоплачиваемый отпуск.
- Общая задолженность по зарплате у нас - 79 миллионов гривен, - подтверждает глава профкома предприятия Валерий Васильев. - Мы ее частично погашаем. Но небольшие заказы от европейцев не помогут нам выбраться. А тех, 80% российских заказов, на которых мы держались, естественно, нет.
Надежда заводчан была на распоряжение президента, который после своего визита на Южмаш в октябре 2014-го, поручил внести изменения в оборонный заказ - открыть финансирование по производству высокоточного оружия, крылатых ракет. Но пока не сложилось.
Вместо ракет – тракторы и ремонт БТРов
Заместитель генерального директора "Южмаша" по инвестициям Вадим Коротюк ожидает, что вопрос госзаказов на оборонное производство решится в феврале 2015 года, после корректировки госбюджета. Надежды возлагают и на тракторное производство - с одной из украинских компаний контракт уже подписан, в стадии оформления договор с Таджикистаном. Со второго полугодия 2015-го американцы обещают возобновить заказ на производство первой ступени ракет "Антарес".
Небольшую работу подкинули местные волонтеры – в рамках проекта "Народный БТР" мастера "Южмаша" "возвращают к жизни" бронетехнику, хранящуюся на балансе штаба Южного округа.
- Две боевые машины уже отремонтированы и отправлены на передовую, - рассказывает "КП" участница группы "Армия волонтеров Днепр" Юлия Сегеда. - Еще два БТРа будут восстановлены и отправятся на фронт за неделю-две.
Ремонт первых двух бронемашин обошелся в 25 тыс. и 36 тыс. гривен. Но за работу "Южмаш" денег не берет, считая это своим вкладом в народную поддержку армии.
Местная власть пытается поддержать градообразующее предприятие: несмотря на огромные долги, не отключают электроэнергию, освободили ЮМЗ от уплаты налога на землю.
- Увы, если посмотреть на бюджет-2015, то никаких изменений к лучшему для отечественной аэрокосмической отрасли он не сулит, - считает политолог Андрей Золотарев. - По сути, это бюджет деиндустриализации Украины. Судя по нему, правительство Яценюка видит Украину как исключительно аграрно-сырьевое государство. Да и наша аэрокосмическая промышленность не нужна ни Европе, не США.
Эксперт обращает внимание и на то, что доставшийся Украине в "наследство" от советской эпохи, "Южмаш" в том виде, как прежде, увы, обречен.
Справка "КП"
Знаменитое детище конструкторов КБ "Южное" и ракетчиков Южного машиностроительного – стратегический ракетный комплекс Р-36М – знаменитая "Сатана". Они до сих пор остаются на вооружении РФ.
В Украине их научились переделывать в мирные ракетоносители "Днепр", которые вывели на орбиту сотни всевозможных спутников.
* * *
КОМПЕТЕНТНО
Деловые связи нужно сохранить
- Проблемы на "Южмаше" вызваны сокращением заказов со стороны России, - поясняет экономист Виктор Лисицкий. - Все понимают, что дружбы между нашими странами в ближайшее время не будет, но деловые связи нужно сохранить. Если Украина потеряет российский рынок, то его займут китайские и американские производители.