Загрузить еще

Эксперт: Норвегии не нужна украинская ГТС

Эксперт: Норвегии не нужна украинская ГТС
Фото: Эксперт о том, нужна ли украинская ГТС Норвегии. Фото: REUTERS

- Предложение премьера Яценюка норвежской компании принять участие в аренде ГТС - это шаг отчаяния, - считает член Наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий КОРОЛЬЧУК. - Отчаяние, порожденное отсутствием реальных заинтересованных компаний со стороны ЕС. США вообще отодвинулись от процесса, хотя обещали содействовать в поиске инвестора. Показательно, что Украина обращается об участии в аренде ГТС в Норвегию, которая не является членом ЕС и для которой нужно создавать новые условия. Собственно, Яценюк уже с легкостью это пообещал, хотя сейчас не представляет ни коалицию, ни большинство в новой Верховной Раде.

По его словам, на первый взгляд Норвегия выглядит привлекательно и перспективно с точки зрения наличия финансовых ресурсов. Однако для Statoil аренда ГТС не является ни интересной с точки зрения необходимости для собственного бизнеса, ни с точки зрения привлекательной инвестиции. ГТС Украины нельзя использовать для транспортировки газа с шельфа Северного моря к клиентам Statoil, которые находятся в Западной Европе.

- Как обычная финансовая инвестиция, то этот вариант не является выгодным для Statoil, поскольку ГТС Украины уже сейчас сокращает транзит российского газа, уменьшает свои доходы от транзита и требует как минимум 5 млрд. долл. для модернизации, - говорит Юрий Корольчук. - В конце концов, перед Норвегией сегодня стоит задача остановить падение добычи газа и нефти, а потому свободные средства будут направлять прежде всего в этот сектор, а не в аренду или покупку ГТС Украины. Наконец с точки зрения технической эксплуатации, то Statoil преимущественно развивает и занимается шельфовыми газопроводами, протяженность которых составляет 8,1 тыс. Км. Тогда как ГТС Украины - это более 22 тыс. км только магистральных газопроводов. Норвежский опыт не будет эффективным для Украины.

Эксперт уверен, что даже если предположить, что Норвегия могла бы арендовать ГТС Украины, то все равно возникает вопрос - для чего Statoil в это ввязываться?

- Ведь как заявил представитель "Нафтогаза Украины" Юрий Витренко, уже через 2-3 года 49% ГТС Украины будут продавать, - считает Юрий Корольчук. - Для Statoil нет смысла пару лет заниматься проблемами ГТС Украины в статусе арендатора, если покупателем потом будет совсем другая компания. Надеюсь, что в правительстве и "Нафтогазе" не притаились "Иваны Сусанины", которые заведут ГТС Украины в неизвестность. И для начала они должны определиться, куда они поведут ГТС Украины - путем аренды или продажи.

Более того, по словам эксперта, с долгосрочной и стратегической позиции ГТС Украины для Норвегии является прямым конкурентом. Ведь ГТС Украины транспортирует в ЕС российский газ, который конкурирует с норвежским газом в Европе.

- Даже больше - для Украины Statoil Норвегии является зеркальным отражением "Газпрома" России, - предупреждает Юрий Корольчук. - "Газпром" не заинтересован в развитии ГТС Украины, поскольку в российской стратегии делают акцент на обходных газопроводах (Северный поток, Голубой поток, Южный поток). Statoil не заинтересован в развитии ГТС Украины, поскольку для Норвегии важно, чтобы в Европу попадало меньше российского газа. В развитии и функционировании ГТС Украины с европейской стороны могут быть заинтересованы Германия, Австрия, Италия, Чехия и отдельно Турция. "Пул" этих всех или отдельных стран мог бы проявить интерес к аренде или покупке части ГТС Украины.

Новости по теме: гтс