В странах ЕС спрос на экотовары и услуги постоянно растет. С 2008 года оборот органической продукции ежегодно увеличивается на 8%, а под органическое фермерство выделяют 500 тыс. гектаров земли, которые в совокупности приносят 20 млрд евро ежегодно. Эти цифры говорят о значительном росте интереса потребителей к экологически чистым продуктам.
Согласно последним исследованиям, украинцы все больше стремятся выбирать натуральные продукты, которые подвергались минимальной обработке. Поэтому нашему потребителю важно понимать, как определить и выбрать такой продукт. Какое отличие между экологическим сертификатом, надписями "био", "органик", "экологический", которые часто можно увидеть на многих товарах? По результатам рейдов украинских общественных организаций в марте 2014 года, оказалось, что такие слова на упаковках используются некорректно – 70% продукции с пометкой "экологический" или "органик" не имели соответствующих подтверждающих документов и сертификатов. У такого недобросовестного бизнеса есть специальный термин – "гринвошинг", что в переводе с английского означает "зеленое отмывание" репутации. Чтобы люди не потерялись в терминах и не стали жертвой обмана, в свое время была принята международная экологическая сертификация и маркировка.
В Украине программа экологической маркировки была разработана в 2003-м. Она призвана информировать потребителя о преимуществах продукта, влиянии на здоровье человека и окружающую среду. Продукция, которая прошла экологическую сертификацию, получает право размещать на этикетке знак "Зеленый журавлик".
На отечественном рынке уже есть производители, которые получили эко-сертификат и продукция которых ничем не уступает европейским аналогам. Так, в рамках III Международного форума для устойчивого развития GREEN MIND свой опыт по внедрению энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий презентовали ТМ "Олейна" и ТМ "Черниговское".
- Мало кто знает, что по качеству подсолнечного масла Украина является ведущей страной в мире, - отметил национальный координатор проекта ЕС/ФАО Михаил Малков. - По химическим анализам украинское подсолнечное масло является фактически эталоном для кодекса Алиментариус (Пищевой Кодекс, свод пищевых международных стандартов, принятых Международной комиссией ФАО/ВОЗ).
Эксперты говорят о том, что развитие эко-рынка в Украине будет набирать обороты и призывают украинских потребителей тщательно изучать этикетки.