22 декабря
Загрузить еще

Эксперт рассказал, кому достанется пакет акций ядерного монополиста

Эксперт рассказал, кому достанется пакет акций ядерного монополиста
Фото: Правительство разрешит приватизацию компании "Энергоатом". Фото: соцсети

Кабинет министров Украины предлагает Верховной Раде принять законопроект №4541а, согласно которому будет изменен закон "О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации". Будет определен перечень объектов, государственные контрольные пакеты акций которых в размере 60% + 1 акция не подлежат приватизации, а остальные 40% - 1 акция будут приватизированы по решению правительства и СНБО. Государственная компания "Энергоатом" вошла в список таких предприятий.

- Предложение правительства разрешить приватизацию компании "Энергоатом", которая является монополистом на рынке производства электроэнергии из ядерного топлива, откровенно несвоевременное, - комментирует член Наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. - "Энергоатом" не является готовым к такому процессу и Украина может потерять операционный контроль над стратегическими объектами, в том числе 4 атомными электростанциями, которые производят почти половину (45%) электроэнергии в государстве.

По его словам, данный законопроект, который разрешает продажу до 40% "Энергоатома", можно отнести к группе реформаторских инициатив правительства. Однако, законопроект не предусматривает проведения действительной реформы ядерной отрасли. А компания "Энергоатом" действительно требует пересмотра своей деятельности как минимум на 10-20 лет вперед прежде всего по двум важным позициям.

- Во-первых, ведь о какой приватизации "Энергоатома" можно говорить, если не проведена оценка стоимости объектов "Энергоатома" и АЭС, - считает Юрий Корольчук. - И не определена сумма инвестиций и их происхождения, нужно будет либо привлечь, или выделить из бюджета Украины для построения новых АЭС взамен выведенных из эксплуатации. Во-вторых, маловероятно, что в ближайшем будущем в Украине будет функционировать либеральный рынок электроэнергетики, право выбора поставщика электроэнергии, рынок двусторонних контрактов. А без этого продавать "Энергоатом" вообще нет смысла.

Эксперт считает, что возможная приватизация "Энергоатома" не будет иметь ничего общего с экономическими интересами Украины. Предложение правительства продать часть атомной отрасли порождено проблемами бюджета и поиском денег.

- Но есть еще одна не менее важная причина появления такого законопроекта - это сильный интерес к ядерной отрасли со стороны компании Westinghouse, - поясняет ситуацию Юрий Корольчук. - Ведь Westinghouse постепенно закрепляется на рынке поставок ядерного топлива в Украину и считает целесообразным в будущем участвовать в управлении деятельностью атомных электростанций. И приватизация - это лучший метод получить доступ к АЭС Украины. Тем более, для Westinghouse рынок ядерной электроэнергетики является интересным, поскольку АЭС остаются производителями дешевой энергии (30 коп. за 1 кВт-ч) и в Украине ожидается рост тарифов для потребителей.

По мнению эксперта, премьер-министр Арсений Яценюк и министр экономики Павел Шеремета, который был ответственным за подготовку законопроекта, идут путем, которым до них шел экс-президент Виктор Янукович. Хотя, еще год назад подобный законопроект о приватизации ядерной отрасли назвали бы предательством интересов государства и продажей "Энергоатома" за копейки. При этом в течение 2010-2013 гг. власть так и не дошла до самой приватизации "Энергоатома", а лишь пыталась подготовить первый этап корпоратизации "Энергоатома". Законопроект Яценюка-Шереметы перескакивает этап корпоратизации и сразу предлагает приватизацию.

- И если власть Януковича была настроена выбрать партнером для возможной приватизации "Росатом" и ТВЭЛ, то действующая власть правительства Яценюка делает свой выбор в пользу Westinghouse. К сожалению, ни Янукович не руководствовался, ни Яценюк не руководствуется экономическими аргументами для лоббирования приватизации "Энергоатома". Оба случая носят характер политической целесообразности. – резюмирует Юрий Корольчук.