22 декабря
Загрузить еще

Возвращаем такс-фри: 3 шага

Возвращаем такс-фри: 3 шага
Фото: Отправляясь на шопинг за границей, помните, что часть потраченных денег можно вернуть. Фото: thinkstockphotos

Налог на добавленную стоимость, который мы платим при покупке того или иного товара, существует практически во всех странах. Однако оказывается, что кое-где иностранцам вовсе необязательно платить НДС. В этом и состоит суть системы (tax-free дословно - "без сборов"): уво­зишь товар на родину - получи при пересечении границы сумму НДС обратно.

Такс-фри существует в разных странах, но наиболее отработанная и популярная у наших туристов система - в странах ЕС. О ней и поговорим. 

Шаг 1. Покупаем правильно

О том, что у вас есть возможность сэкономить, важно помнить с самого начала. Ведь если вы запланировали воспользоваться системой такс-фри, придется соблюсти несколько обязательных условий.

Во-первых, магазин, в котором вы решили отовариться, должен входить в одну из систем такс-фри. Обычно об этом свидетельствует стикер, приклеенный на дверях рядом с эмблемами платежных систем, банковские карточки которых принимаются в торговой точке. А иногда и объявление типа "Мы оформляем такс-фри". Если никакой информации нет, уточните этот момент у продавца.

Во-вторых, на покупки надо единоразово потратить не меньше определенной суммы. В разных странах эти минимальные суммы отличаются, но обычно они не меньше 40-50 евро, а нередко и 100-150 (подробнее см. Справка "КП"). Часто в зачет идут разные покупки, сделанные в одном и том же магазине, а магазин может быть очень большим. Но учтите: "не дотянув" до нужной суммы даже несколько евроцентов, вы лишаетесь права на компенсацию налога. 

В-третьих, необходимо, чтобы при покупке вам оформили специальный чек такс-фри. Это очень важно: без правильно заполненного чека денежки вам не вернут!

В небольших магазинах это обычно делают сами продавцы, в крупных нередко существует отдельная стойка, куда вас и отправят вместе с купленным товаром. В чек такс-фри обязательно должны быть вписаны ваши паспортные данные (то есть важно всегда держать паспорт при себе!) и полный домашний адрес в Украине. Также в чеке такс-фри либо в счете (обычно его прикрепляют к чеку, чтобы не потерялся) должны быть указаны все приобретенные товары по отдельности и их стоимость. И наконец - продавец должен вписать в чек сумму, которую вам вернут при выезде из страны. 

Шаг 2. Ставим штамп

Далеко прятать чек не стоит, ведь на таможне страны пребывания в момент отъезда вы должны обязательно поставить на нем штамп. Он и будет подтверждением того, что товар не только куплен иностранцем, но и вывезен им за границу. Для этого необходимо, во-первых, найти таможню (что не всегда легко), а во-вторых, предъявить ей товары в нераспечатанной магазинной упаковке (она служит доказательством того, что на территории ЕС вы ими не пользовались) и чеки.

Здесь надо сказать, что мытарства соискателей такс-фри различаются в зависимости от того, каким видом транспорта они покидают страну. Наибольшие сложности возникают при путешествии поездом. Дело в том, что таможенники не всегда досматривают все вагоны и купе, так что где искать таможню при пересечении границы и как действовать, чтобы не пролететь с нужным штампом, лучше уточнить еще до отправления поезда на вокзале.

Проще всего тем, кто путешествует самолетом: система возврата налога в аэропортах работает более-менее отлаженно. Единственное неудобство может заключаться в том, что нередко заветный штемпель ставится в специальном окне, которое находится в дальнем углу огромного аэропорта. Да еще и к нему ведет длиннющая очередь! Так что, если вам предстоит оформление такс-фри, лучше приехать в аэропорт заблаговременно.

Те, кто пересекает границу на автобусе, также с особыми проблемами не сталкиваются. Здесь процесс прохождения таможни достаточно длительный, так что штамп успеете поставить. 

Шаг 3. Возвращаем деньги

Лучше всего попытаться завершить всю эту операцию прямо в аэропорту. Для этого перво-наперво нужно найти пункт возврата наличных денег (обычно имеет табличку Tax Free Cash Refund), которые есть практически во всех крупных аэропортах. При этом имейте в виду, что организаций, которые занимаются возвратом денег по системе такс-фри, несколько и пункты возврата денег у них могут находиться в разных местах. Чтобы не пробегать туда-сюда зря, внимательно посмотрите, какая именно система такс-фри указана у вас в чеке, и ищите окошко с соответствующим логотипом.

Если же получить наличные при пересечении границы не удалось, остается последний вариант: сделать это на родине. Здесь надо сказать, что для украинских банков эта услуга достаточно редкая. Как удалось выяснить "Комсомольской правде" в Украине", на сегодняшний день возвратить сэкономленные деньги можно в Укрэксимбанке и Правэкс Банке. Небольшое уточнение: занимаются этим не все отделения и не полный рабочий день (чаще всего - до обеда). Так что более точную информацию вы можете либо посмотреть здесь http://www.globalblue.com/customer-services/tax-free-shopping/refund-points/ukraine/kiev, либо уточнить в своем городе в справочной службе банка.

И, наконец, покупатель может самостоятельно по почте отправить документы и получить возмещение на свой счет. Куда именно отправлять, обычно указывается на чеке такс-фри. 

НА ЗАМЕТКУ

Для возврата такс-фри вам нужно взять с собой в банк загранпаспорт, паспорт гражданина Украины и чеки такс-фри (обычно они скреплены с кассовыми).

Учтите, что процедура общения с банком по этому поводу достаточно длительная. Сотрудник проверит подлинность чеков, печатей и штампов таможни, внесет все ваши данные в компьютерную программу - а это все время. Так что сразу выделяйте на эту процедуру полчаса, а то и час. И это без учета очереди, от которой никто не застрахован! 

 

ВАЖНО!

Когда деньги не вернут

Согласно инструкции по возмещению чеков Tax Free компании GLOBAL BLUE (крупнейшая компания, которая предоставляет услугу по возврату суммы НДС), основными причинами отказа в выплате возмещения являются:

  • Отсутствие печати таможни на чеке Tax Free.
  • Исправления в чеке Tax Free, фискальном чеке, счете-фактуре магазина.
  • Чек (Tax Free, фискальный, счет-фактура) поврежден  - порван, надрезан и т.п.
  • Отсутствие фискального чека или счета-фактуры магазина к чеку Tах Free, предоставление копии указанных документов вместо оригиналов. 
  • В фискальном чеке (счете-фактуре) не указаны наименования купленных товаров, а только их артикулы или указана только общая сумма покупки.
  • Печать таможни не читается, например, смазана или мало краски. В этом случае сотрудник банка не может определить дату экспорта товара или печать не реагирует на специальные устройства для проверки печатей таможни.
  • Товар был вывезен несвоевременно. Существует максимальный граничный срок, в течение которого клиент обязан экспортировать товар, обычно 1-3 месяца с момента покупки.
  • Чек Tах Free выписан на товары, по которым выплата возмещения не производится (в некоторых странах это алкоголь, продукты питания, сигареты).
  • Клиент обращается в банк за возмещением по чеку Tах Free, срок действия которого истек или истекает менее чем через 3 недели. Кстати, в случае предоставления чека с истекающим сроком действия у клиента есть возможность получить возмещение, отправив чек в компанию Global Blue по почте самостоятельно.