Депутаты приняли в первом чтении закон о реформировании газотранспортной системы Украины, который по их мнению позволит привлечь иностранных инвесторов к ее модернизации. Этим документом планируется снять ограничения на передачу в аренду или концессию магистральных газопроводов и природных хранилищ газа.
При этом функции оператора Единой ГТС Украины могут быть закреплены за предприятием, в котором 51% акций будет закреплен за государством, а оставшаяся часть инвесторам из стран Европейского Союза, США или Европейского Энергетического сообщества.
- К плюсам этого документа можно отнести тот факт, что инвестор может дать необходимые для модернизации 5 млрд долларов, - говорит член Наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий КОРОЛЬЧУК. – Но в договоре нужно жестко прописывать объемы и сроки инвестирования. К тому же инвесторы могут создать на территории нашей страны энергетический хаб, который бы повысил энергобезопасность нашей страны.
С другой стороны, у такого решения есть и множество спорных моментов. Например, запрет на участие в управлении России, которая качает через нашу ГТС топливо в Европу, да и многомиллиардные долги Нефтегаза могут сыграть свою негативную роль.
- Правительство будет предлагать арендовать компаниям ЕС и США проблемную, дефицитную, убыточную компанию, которая по уши в долгах, - поясняет Юрий Корольчук. - В таком случае Украина сможет рассчитывать на заниженную цену аренды, которая будет в разы ниже, чем аналогичные цены в ЕС. На самом деле, нужно было бы для начала финансово оздоровить "Нафтогаз", вывести магистральные газопроводы и подземные хранилища Украины на уровень прибыльности. Сегодня магистральными газопроводами пользуется только российский "Газпром". В подземных хранилищах газ хранит только Украины. Как можно говорить о рыночности и привлекательность этих объектов для европейских или американских компаний, если ими никто не пользуется, кроме России и Украины?
Эксперт считает, что если ГТС будет находиться в аренде, то в частной компании не будет мотива инвестировать средства в модернизацию "чужого" объекта.