22 декабря
Загрузить еще

Разрыв военного сотрудничества с Россией: кто пострадает больше?

Разрыв военного сотрудничества с Россией: кто пострадает больше?
Фото: Самая большая проблема для Украины заключается в том, что производство самолета Ан-70 на некотрое время придется приостановить. Фото: Украинское фото

На прошлой неделе президент Украины Петр Порошенко на заседании Совета национальной безопасности и обороны категорически запретил сотрудничество с Россией в военной сфере. И хоть эксперты говорят, что для этого еще нужно отменить несколько межправительственных соглашений, мы решили проанализировать, кто больше пострадает от этого - Украина или Россия и во сколько это обойдется украинским предприятиям.

Фото: Архив "КП"

Ракетостроение: "Сатана" с вами

Ядерное оружие - основной козырь России в любом политическом диалоге со своими оппонентами. Однако большинство ракетоносителей разработаны в Украине.

- На вооружении России сейчас состоит 58 ракет типа "Сатана", - говорит директор информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергей Згурец. - Они будут стоять на боевом дежурстве до 2020 года. Обслуживанием этих ракет занимается их производитель - завод "Южмаш" и КБ "Южное" как разработчик документации. При этом стоимость контракта небольшая, порядка 10 млн долларов. Ежегодно его продлевают. И несмотря на заявления "Оборонсервиса" о том, что Россия способна решить проблему их обслуживания самостоятельно, в короткой перспективе они не смогут этого сделать.

В России также пугают Украину тем, что нам будет сложно найти другие рынки сбыта для собственной продукции. При этом эксперты говорят, что у нас тут козырей больше.

- Раньше 70-80% украинских ракет производились для России, - поясняет директор Центра исследования армии, разоружения и конверсии Валентин Бадрак. - Сейчас наши предприятия начали сотрудничать с множеством других стран. Совместно с США осуществляется проект поставок ракетоносителя "Антарес", с Бразилией - "Циклон", а с ЕС - "Вега". То есть вовремя была проведена диверсификация.

По его словам, сейчас лучшим вариантом для украинских ракетчиков была бы реализация проекта поставки ракет-мишеней для национальной системы противоракетной обороны США. То есть американцы на украинских болванках учились бы сбивать российские ракеты.

- Это тот проект, которого очень боятся в Москве и лоббируют в Конгрессе США, - пояснил Валентин Бадрак. - Его реализация стала бы асимметричным ударом по России и открыла бы перспективы военно-технического партнерства космической отрасли Украины с Соединенными Штатами.

Фото: Архив "КП"

Вертолетостроение: вместо сердца пламенный… привет

Еще одним важным поставщиком для России является украинское предприятие "Мотор-Сич", которое поставляет до 400 вертолетных двигателей в год. Россияне хвалятся, что при создании нового вертолета Ка-60 они отказались от закупок вертолетных двигателей производства Запорожья. И переключилась на проектирование и производство отечественных моторов с аналогичными техническими характеристиками на своих оборонных заводах. Однако эксперты говорят, что в ближайшие годы россияне не смогут выйти на достаточные объемы их производства.

- "Мотор-Сич" производит до 95% двигателей для вертолетов, которые Россия экспортирует или ставит на собственное вооружение, - поясняет Сергей Згурец. - В этом году предприятие должно поставить 400 двигателей. При этом своими силами в России на базе петербургского ОАО "Климов" могут произвести не более 50 двигателей. Все заявления, что решить проблему можно будет за 2-3 года, тоже слишком оптимистические. В России уже 10 лет хотят заменить украинские двигатели и не могут. Чтобы запустить собственное производство, им нужно будет закупить станки в ЕС, а там из-за санкций, наложенных на Россию, вряд ли решатся на такую сделку. Во-вторых, нужна научная база. Этот вопрос тоже за короткий период не решить.

По словам эксперта, цену на вертолетные двигатели для РФ можно как минимум поднять. 

- Цена российского газа - вопрос политический, - продолжает Сергей Згурец. - Так что мешает нам сделать то же самое с поставками двигателей? Сейчас один двигатель стоит 

1 млн долларов. Поэтому можно поднять его цену до 5 млн долларов.

С другой стороны, по словам эксперта, часть комплектующих для наших вертолетов мы покупаем в России. Это лопасти, авиационный алюминий, жаропрочные и легированные стали. Кроме того, мы покупаем радиоэлектронную аппаратуру, авиаподшипники. 

- Нужно начинать работу с компаниями из США и ЕС, которые заинтересованы в сотрудничестве с Украиной, - говорит эксперт. - Но не только покупать их комплектующие, а создавать новые производства на территории нашей страны.

Самолетостроение: авиаудар

Наибольшие потери от разрыва связей ожидаются в авиастроении. На какое-то время сворачивается реализация совместного украинско-российского проекта по строительству самолета Ан-70. Однако через некоторое время наша страна сможет его во¬зобновить самостоятельно.

- Россия в 2006 году уже выходила из этого проекта, потом в 2009 году снова возобновила сотрудничество, - поясняет Валентин Бадрак. - Именно в тот период была начата диверсификация поставок. За 2013 год зависимость от России упала до 10%.

В свою очередь, Россия не сможет производить без Украины транспортные самолеты "Руслан".

- Даже имея собственные стапели в Ульяновске, там не смогут ни производить, ни даже модернизировать "Русланы", - считает Валентин Бадрак. - Кроме того, без Украины россияне не смогут производить Ил-476, он же Ил-90. Дело в том, что 30 наименований комплектующих для него производит Украина.

При производстве базовых модификаций Ил-76 требуются изделия около 20 украинских предприятий. Также украинские предприятия поставляют гидравлические системы и тормозные парашюты для истребителей Су-27, Су-30 и Су-35 и комплектующие для истребителя-бомбардировщика Су-34.

Фото: Архив "КП"

От систем наведения до кораблей

На этом военное сотрудничество между Украиной и Россией не заканчивается. Например, по словам Валентина Бадрака, продемонстрированный россиянами на последнем военном параде в Москве противотанковый ракетный комплекс "Хризантема-С" будет недееспособным без украинских комплектующих. Кроме того, Россия ранее импортировала из Украины до 20 процентов урана для своей ядерной отрасли. 

Черкасский "Фотоприбор", киевский "Арсенал" и львовская "Лорта" поставляют в Россию системы наведения для танков, самолетов и зенитных ракетных комплексов. 

Не хватает в России и судоремонтных мощностей, Черноморскому флоту уже в ближней перспективе без верфей Николаева и Херсона придется нелегко. Ближайшие верфи находятся в Балтийском море. Кроме того, пока у России нет альтернативы газотурбинным двигателям, которые выпускает николаевский завод "Заря".

ЕСТЬ ВОПРОС

Какими будут потери? 

Как говорят эксперты, в последнее время Украина существенно снизила зависимость своего ВПК от России. 

- Безусловно, от разрыва сотрудничества в сфере военно-промышленного комплекса наша страна потеряет, - констатирует Валентин Бадрак. - Но потери эти не будут катастрофическими. Еще в 1998 году Россия прекратила сотрудничество по всем проектам, которые были направлены на обороноспособность Украины. Тогда объемы военно-технического сотрудничества с Россией составляли 24% от всего объема экспорта этой отрасли. Сейчас этот объем уменьшился до 15%. В 2013-м Украина заработала на рынке вооружения 2 млрд долларов. Если 15% приходится на Россию, то суммарные потери составят около 300 млн долларов. 

По его словам, сейчас началось перевооружение армии, и вместо 100 млн долларов в следующем году на это будет потрачено не менее 200 млн долларов, что компенсирует часть потерь. А через несколько лет можно выйти в финансировании модернизации армии до 400 млн долларов в год.

Новости по теме: Новости России торговля