По крайней мере во всем, что касается мясной продукции, мы вчистую проигрываем иностранным конкурентам.
Одним из символов Украины с незапамятных времен было сало. Свинина была очень выгодна в средневековье при постоянных набегах турецких войск, ведь мусульмане считали поросят грязными животными.
Со временем слова «сало» и «украинцы» стали синонимами. Однако в последнее время выращивать свиней в нашей стране - попросту невыгодно. Отечественная продукция, оказывается, дороже европейской, где фермеры получают дотации за каждый сданный килограмм. Кроме того, в ЕС работают свинофермы, которые намного рентабельней наших.
В Украине есть несколько крупных хозяйств, способных конкурировать с европейскими, но до сих пор вместо модернизации их владельцы в основном занимались лоббированием запрета экспорта, чтобы получить максимально возможные прибыли, и говорили, что Украина не готова к вступлению в ВТО. Многие из них упустили время. Что касается разведения животных в частных хозяйствах, так тут вообще нельзя говорить о дешевизне - вырастить несколько свинок всегда дороже, чем несколько тысяч в промышленных масштабах. К тому же наших крестьян испортил земельный вопрос. Для многих из них значительно проще продать свой земельный пай и получить за это сразу кругленькую сумму, чем на той же земле выращивать пшеницу, потом кормить ею домашнюю живность и в конечном итоге получать куда меньшие прибыли.
Свежий пример. Один мой знакомый, живущий под Киевом, рассказал, что перед праздниками покупал у соседей свиные битки по 80 гривен за килограмм. На мой вопрос, а не проще ли купить в супермаркете на треть дешевле, он ответил, что домашнее мясо вкуснее и он покупает его как деликатес. Но он может себе это позволить в отличие от большинства украинцев.
16 мая мы вступим в ВТО, и импортное недорогое мясо хлынет в Украину на законных основаниях. Если украинская свинина будет стоить в полтора-два раза дороже импортной, то потребители, естественно, перейдут на иностранное мясо. Что останется нашим производителям? Или модернизировать предприятия, или переводить украинскую продукцию в разряд премиумной. Первый процесс занимает не один год, зато провести рекламную кампанию и рассказать о пользе отечественной, хотя и более дорогой продукции можно за 2-3 месяца. Поэтому приготовьтесь к тому, что украинское сало станет дорогим деликатесом, который многие смогут позволить себе лишь на большие праздники.