Фото: На рынке всегда пользуйтесь контрольными весами, потому что продавцы бывают разные. Фото: Максим ЛЮКОВ.
Только немного ослабил внимание и - бац! - тебя уже обманули! Каждый третий опрошенный подозревает, что наиболее часто его обманывают в продуктовых магазинах, а половина наших читателей убеждены: обман подстерегает нас буквально на каждом шагу.
Рынок: подмена товара и цветы на зубочистках
Как говорится, "обвес и обсчет на рынке не в счет", ведь здесь есть масса других способов обмана. Самый распространенный среди них - подмена товара аналогичным более низкого сорта. Иногда продавцы смешивают продукты разного сорта и цены - муку, крупы, сахар, а в кондитерских отделах нередко перемешивают свежие печенье и конфеты с такими же, но с истекшим сроком годности.
Отдельный разговор - продавцы цветов, которые, по их собственному признанию, стараются никогда ничего не выбрасывать. В среднем каждый третий проданный цветок очень далек от идеала. Например, на готовые букеты и композиции в корзинках идут поломанные цветы, которые продавцы насаживают на булавки и зубочистки. У роз несвежие лепестки обрывают или аккуратно обрезают, а опадающие хризантемы укрепляют с помощью клея или разогретого воска. Также цветам дарят вторую жизнь с помощью красок и различной фурнитуры, за которой сами цветы видно очень смутно.
Советы потребителям: Не покупайте полуфабрикаты, фарш и сырную стружку, пользуйтесь контрольными весами, которые должны быть на каждом рынке, и… носите с собой калькулятор. Иногда даже одной демонстрации внимания оказывается достаточно: видя готовность покупателя все пересчитать, девять из десяти продавцов сразу откажутся от попытки его обмануть!
Супермаркеты: "вторая жизнь" продуктов и игры с ценниками
"Комсомолка" не раз писала о том, как владельцы супермаркетов уменьшают свои издержки, например, даря продуктам "вторую жизнь". Просроченную сырокопченую колбасу моют и натирают растительным маслом, протухшее мясо вымачивают в уксусе и пускают на заготовки для шашлыка или фарш, а крабовые палочки, кукуруза, горошек, майонез с истекшим сроком годности вполне могут использоваться для изготовления салатов. Наличие гриля в супермаркете является панацеей от такой неприятной проблемы, как курица "с душком". И сегодня уже мало кого удивишь новостью о том, что продавцы переклеивают этикетки, "продлевая" продуктам срок годности.
При расфасовке нарезки на дно пластикового поддона кладут неровно порезанные куски, а то и откровенные отходы, а сверху все это прикрывается вполне приличными ломтиками. Фрукты и овощи фасуют по принципу "снизу - подгнившие, сверху - кондиционные".
Нередко на ценнике указана более низкая стоимость продукта, чем та, что занесена в память кассового аппарата. При этом у кассира всегда наготове отговорка": цены поменяли утром, а ценники перевесить не успели!
Советы потребителям: внимательно осматривайте товар и этикетки, старайтесь не покупать продукты, расфасованные супермаркетом, а фарш и салаты готовьте в домашних условиях. При поиске свежего товара по приемлемой цене не ленитесь наклоняться, становиться на цыпочки и пробираться к самым дальним полкам.
Работа: невыполненные обещания
Здесь способы обмана зависят от этики владельца и топ-менеджеров. Если владелец принял решение, что работает прозрачно и этично, в компании не будет места уловкам и лжи, а взамен работодатель получит лояльность и преданность сотрудников. Но, говорят эксперты, к сожалению, не все владельцы это понимают.
- Нередко мы сталкиваемся с теми, кто заинтересован лишь в собственной выгоде, - рассказала "КП" исполнительный директор Киевского филиала Visotsky Consulting Яна Орос. - Сотрудникам обещают золотые горы, светлое будущее, но ничего этого нет, а им продолжают врать, чтобы удержать. Иногда работодатель не говорит всю правду, чтобы не волновать подчиненных или полагая, что эти вопросы их не касаются. Так можно обманывать по вопросам зарплаты, сокращений, плохого финансового положения, закрытия компании. А чаще всего сотрудникам лгут в том, что касается условий работы.
Советы потребителям: Если вы не хотите оказаться в числе обманутых, соберите информацию о компании. Во время испытательного срока поинтересуйтесь у работающих сотрудников, как работодатель выполняет свои обязательства. Узнайте, есть ли в компании внутренние правила и ознакомьтесь с ними.
Рестораны и кафе: недолив и недовес
Даже в самых крутых отечественных заведениях еда бывает совершенно несъедобной, но это не мешает им ломить несусветные цены.
- Как-то клиент оставил заказанное блюдо практически нетронутым и попросил счет, - рассказывает официант одного из столичных ресторанов Олег. - Увидев сумму, он буквально обалдел и спрашивает: "Вы что, хотите сказать, что этот кусок подошвы (это он про мясо от шеф-повара) стоит 300 грн.?!" Я только плечами пожал - не я же цены устанавливаю. Ну, думаю, сейчас будет скандал. К счастью, клиент оказался с юмором. Вздохнул и говорит: "В таком случае - еще 100 граммов водки!".
Но, конечно, самый распространенный способ обмана в общепитовских заведениях - это недолив и недовес. Эксперты подсчитали, что если недовес неумышленный, то порция выходит легче на 10-15%, а если сотрудники ресторана сознательно на этом зарабатывают, - то на все 40%!
Советы потребителям: Голосуйте кошельком: если вам не понравились еда или обслуживание в ресторане, никогда сюда не возвращайтесь!
Банки: неизвестные страховые компании и ненужные кредитки
К банкам у наших сограждан претензий немало. Украинцы жалуются, что финучреждения в одностороннем порядке меняют условия договора, а, например, при покупке машины навязывают "своего" страховщика. Кредитная карта "в нагрузку" к зарплатной - еще одно ноу-хау отечественных банков.
- Если вы оформляете зарплатную карту в банке, то вы не обязаны оформлять кредитную, - говорит юрист Наталья Лысенко. - А настойчивость сотрудников банка обусловлена, скорее всего, внутрикорпоративной политикой, направленной на увеличение выданных кредитов населению. Но нужно понимать, что клиенту не могут отказать в оформлении зарплатной карты на основании его отказа оформить кредитку.
Советы потребителям: Все договоры читайте от корки до корки - особенно текст, напечатанный мелким шрифтом. Подробнее о том, как противостоять банковскому произволу, читайте в одном из ближайших номеров "КП".
Медучреждения: неправильные диагнозы
Жалуются украинцы и на поликлиники. Например, нашему читателю Анатолию врач-стоматолог поставил заведомо неверный диагноз, отправил его на дорогое обследование, а потом еще и выписал лекарства, купить которые без помощи самого доктора оказалось невозможно.
- Неладное я заподозрил, когда специалист-рентгенолог настойчиво уточнял, кто именно меня к нему направил, - признается Анатолий. - А потом врач выписал мне два лекарства, одно из которых я нашел только в ивано-франковской аптеке, а второе вообще найти не удалось!
Когда доктор намекнул, что может посодействовать покупке "нужных лекарств", мужчина просто обратился в другую клинику. Там ему сообщили, что зуб абсолютно здоров, а воспаленная десна лечится полосканием!
Советы потребителям: Если доктор предлагает купить лекарства в определенной аптеке, сделать рентген у определенного специалиста - это повод насторожиться. Тем более не стоит покупать у лечащего врача лекарства. Если есть сомнения в поставленном диагнозе, обратитесь к другому врачу.
Этот веб-сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователем при посещении веб-сайта. Использование веб-сайта означает согласие с его политикой cookies