Не так давно одна моя знакомая уволилась из крупной компании и перешла на работу в небольшое агентство. На первом месте работы ей перечисляли деньги на текущий счет, на втором же, несмотря на белую зарплату, деньги выдавали наличными. За несколько лет пользования пластиковой картой моя знакомая отвыкла от наличных настолько, что в день зарплаты попросту боялась выходить на улицу. Естественно, она решила воспользоваться своим старым текущим счетом.
Неприятная неожиданность
Первым делом она пошла в свой банк, и оказалось, что если текущий счет перестает быть зарплатным, то клиента ждет много неожиданностей. Например, за переоформление нужно было заплатить 50 гривен. Несмотря на то что вносить средства можно бесплатно, за выдачу денег банк всегда берет комиссию - 1% при выдаче через кассу или 0,5% - через банкомат. К тому же за каждый месяц с клиента взимается так называемая абонентская плата - 11 грн. Как объяснили в отделении, эти деньги идут на выпуск и обслуживание пластиковой карты, а также оплату услуги SMS-банкинга. При этом за пользование финансами клиента банк платит совершенно смешное вознаграждение - 0,5% годовых. Если просуммировать все комиссии, то получается, что использовать такой текущий счет попросту невыгодно. Если положить туда 1000 гривен, то через год накапает аж 50 гривен в качестве процентов, в то время как абонплата съест 132 гривны. А если вдруг захочется снять всю сумму, то за обналичивание придется выложить еще 50 гривен. В итоге через год на руки вы получите 868 гривен вместо положенной тысячи. Лучше уж хранить деньги под матрасом.
Когда моя знакомая поделилась своими переживаниями и обидой на жадность отечественных банков, мы решили поискать компромиссное решение вместе. Для начала мы проштудировали официальные сайты банков, где можно найти большинство необходимой информации, и поняли, что учитывать нужно не только проценты, но и другие немаловажные факторы.
Какой банк ваш?
В качестве основных требований к банку мы выдвинули несколько условий. Во-первых, чтобы текущий счет был как минимум безубыточным. То есть за зачисление и снятие средств банк бы не брал с клиента комиссии. Вторым условием для нас было, чтобы банк выдавал карту бесплатно. В-третьих, мы хотели стать клиентом крупного финучреждения, которое было бы представлено в большинстве городов Украины. Мало ли куда забросит судьба мою знакомую!
Но, как оказалось, самым главным для нее было условие, чтобы отделение банка работало не только в рабочие дни, но и в выходные. Ведь современный занятой человек не всегда может выкроить полчаса даже на обед, не то что на визит в банк.
В процессе поиска мы также обратили внимание на универсальные счета, которые похожи на текущие тем, что с них можно снять средства в любой момент, а проценты по таким вкладам платят почти как по срочным депозитам. Правда, чаще всего для того, чтобы получать повышенные проценты, нужно перевести деньги с текущего счета на универсальный, а для того, чтобы пользоваться деньгами - совершить обратную операцию.
В итоге моя знакомая нашла предложение, которое бы удовлетворяло ее требования. Чтобы это не выглядело рекламой, мы решили не называть банк. Все свои свободные деньги, а это 7 тысяч гривен, она разделила в пропорции 2 к 5 и положила на текущий (под 0% годовых) и универсальный (под 11% годовых) счета. При этом выпуск и обслуживание карты, а также SMS-банкинг не стоят ей ни копейки, а плату за использование счетом (около 15 грн.) этот банк берет, только если на обоих счетах останется меньше 2 тысяч гривен.
СПРАВКА «КП»
На что еще обратить внимание