Загрузить еще

Второе высшее, MBA или курсы?

Второе высшее, MBA или курсы?
Фото: Взрослые студенты бизнес-школ не только получают новые знания, но и делятся опытом.

Многие карьеристы, добравшись наконец до заветной ступеньки профессиональной лестницы, вдруг ясно понимают: этих знаний мне теперь недостаточно, надо учиться дальше! Но оплачивать образование даже самого перспективного сотрудника соглашаются, как правило, не многие работодатели. В итоге амбициозным клеркам приходится решать самим, какую форму обучения выбрать, чтобы в будущем вырасти и в зарплате, и в должности.

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
 

На краткосрочные обучающие программы (обычно они длятся от двух недель до шести месяцев) стоит записываться, если вы не собираетесь радикально менять свою профессию, а хотите лишь овладеть дополнительными навыками и умениями. К примеру, вы работаете менеджером по продажам, и в ближайшем будущем вам по долгу службы предстоит общаться с партнерами из Америки. В этом случае нет смысла в спешке поступать на второе высшее и засорять голову наисложнейшими предметами, которые добросовестно изучают студенты лингвистических вузов. Вам вполне подойдет интенсивный курс делового английского. Во-первых, сэкономите уйму сил. А во-вторых, сбережете драгоценное время, которое можно будет потратить на отдых, личную жизнь или даже сверхурочную работу. Ведь курсы будут занимать у вас по 2 - 3 часа в день пару раз в неделю, а учеба в институте потребует бегать на занятия каждый день и до полуночи готовить домашние задания.

Самые популярные направления: иностранные языки, информационные технологии, ораторское искусство, ведение бизнес-переговоров и т. д.

Еще одно образование

Прежде чем во второй раз садиться на студенческую скамью, нужно четко определиться, зачем это вам нужно. Получать второе высшее стоит, если вы хотите стать универсальным специалистом и приобрести диплом, а самое главное - знания в смежной области. Например, стать не просто экономистом, но еще и аудитором. Или рассчитываете с должности ведущего специалиста дорасти до позиции директора строительной компании. Тогда в дополнение к уже имеющемуся диплому инженера вам понадобится корочка об окончании вуза, где готовят управленцев. В данном случае второе высшее позволит претенденту справляться с обязанностями на новом уровне и не только разбираться в своем участке работы, но и видеть схему функционирования предприятия в целом.

Самые популярные направления: юриспруденция, бухгалтерский учет, аудит, менеджмент, психология, управление персоналом, реклама, PR.

Школа для больших боссов

Мастер делового администрирования (MBA)

Степень МВА (Master of Business Administration, или Магистр в области делового управления) могут получить те, кто уже имеет высшее образование, не важно - техническое или гуманитарное. Главная задача учебы - помочь руководителям эффективно управлять людьми, планировать и развивать бизнес.

В Украине обучение МВА появилось не так давно, но с каждым годом становится все популярнее. Раньше украинские боссы предпочитали получать степень за рубежом, например на русском языке в Москве, Санкт-Петербурге или в Европе на английском, немецком. Минус, кроме цены и оплаты проживания, был еще и во времени, ведь для учебы приходилось брать отпуск или просто переносить работу. Теперь же все больше руководителей спокойно остаются на родине и повышают свое образование параллельно с полной занятостью на работе. Согласно статистике количество украинцев, получающих степень МВА,  каждый год растет.

Программа МВА - недешевое удовольствие: стоит от 3 тысяч долларов в год и выше в зависимости от курса, то есть весь курс обойдется в 8-15 тысяч долларов. При этом учеба вовсе не гарантирует, что зарплата ваша тут же вырастет. Более того, согласно исследованиям только 4% украинских работодателей готовы в полтора-два раза повысить зарплату сотрудникам, получившим диплом MBA. Большинство работодателей не считают, что наличие степени MBA должно как-то повлиять на зарплату, и не повышают ее тем, кто закончил бизнес-школу. Впрочем, на зарплату выпускники МВА редко жалуются. Во-первых, это управленцы и менеджеры высшего звена, во-вторых, зачастую полученная степень - это повод претендовать не на прибавку к зарплате, а на новую должность.

В "вуз мечты" поступил каждый второй абитуриент

Но каждый десятый выпускник школы по-прежнему подавал документы, чтобы "куда-то пройти".

Вступительная кампания 2011 года оказалась удачнее для поступающих, чем прошлогодняя. Это показал опрос фонда "Демократические инициативы"*. Среди тех, кто поступал в вуз сам или у кого поступали дети, 52% ответили, что в результате попали именно в тот вуз, в который и мечтали. Кстати, в опросе, который проводили в марте, таких было 43%. Еще 30% опрошенных признались, что поступили не совсем туда, куда хотели, но считают вариант неплохим. Получается, всего довольных своим вузом большинство - 82%.

И только 9,5%, то есть примерно каждый десятый, признались, что поступали "чтобы куда-то поступить". В мартовском опросе таких было 16%.

Украинцы довольно высоко оценили внешнее независимое оценивание (ВНО). Система поступления в вузы по результатам ВНО поддерживается подавляющим большинством населения, причем эта поддержка растет: от 42% населения в декабре 2008 года до 50% в сентябре 2011 г. В "целевой" группе среди тех, чьи дети, дети родных и близких или они сами поступали в вуз по результатам ВНО, поддержка выше - за систему высказались 64%.

С тем, что оно ставит всех в равные условия, согласны 42%, а с тем, что ВНО позволяет одаренным детям поступить в любой вуз -  50%. Правда, только 36% респондентов считают, что ВНО уменьшило уровень коррупции при поступлении.

Основные недостатки поступления по результатам ВНО украинцы видят  в плохой подготовке выпускников школ к тестированию (33%), в несовершенстве тестов (31%) и в том, что нет уверенности в честности тестирования (25%).

Кстати, больше половины населения (52%) согласны с тем, что надо сохранять льготы для некоторых абитуриентов. 71% опрошенных считают, что по особым правилам должны поступать сироты, а также дети с ограниченными физическими возможностями (это мнение 43% опрошенных), дети из бедных семей (так считают 41%).

К другим категориям льготников украинцы относятся не так хорошо. Предоставлять льготы победителям олимпиад и конкурсов согласны 28%, чернобыльцам - 27%, медалистам - 25%, выпускникам сельских школ - 14%.

* Общенациональный опрос проведен фондом "Демократические инициативы" имени Илька Кучерива с 18 по 27 сентября 2011 г., опрошено 2010 респондентов в Украине.