Загрузить еще

В Минсоцполитики рассказали, за чей счет будут проверять желающих получить соцпомощь

Согласно постановлению Кабмина №448, для назначения соцпомощи следует использовать методы непрямой оценки доходов граждан. Порядок введения методов утвержден для назначения помощи по уходу за ребенком до 3 лет, одиноким матерям, малообеспеченным семьям, субсидии для компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, бытового топлива. Согласно порядку, гражданин, обращающийся за назначением соцпомощи, вместе с документами должен подать анкету домохозяйства и его членов по форме, утвержденной Минсоцтруда. Внеся анкеты в базы данных, чиновники определят, достоверность какой информации вызывает наибольшие сомнения и вышлют инспекторов проверять материально-бытовые условия наиболее «подозрительных» семей на местах.
 
Пока это только эксперимент – в мае-июле проверят нуждающихся Луцкого района Волынской области, Александрийского района Кировоградской области, Ленинского и Кировского районов Кировограда и Корюковского района Черниговской области.
 
- Эксперимент по внедрению методов непрямой оценки доходов граждан для назначения социальной помощи проводится в рамках реализации Программы экономических реформ на 2010-2014 годы, - рассказали «Комсомолке» в Департаменте государственной социальной помощи Министерства социальной политики Украины. – Целью реформ в сфере социальной защиты населения является увеличение охвата социальной поддержкой незащищенных слоев населения при рациональном использовании бюджетных средств.
 
Для достижения целей на период реформ поставлены такие задания:
 
- усилить адресный характер предоставления социальной помощи;
 
- повысить эффективность управленческих решений в системе социальной поддержки населения.
 
По мнению чиновников, непрямая оценка доходов позволяет повысить точность оценки доходов заявителя, которые не могут быть документально подтверждены. Непрямая оценка в рамках эксперимента не повлияет на размер социальной помощи. Ее результаты будут использованы для определения перечня заявителей, информация про доходы которых требует дополнительной проверки государственным социальным инспектором. 
 
Что касается расходов на эти нововведения, то, как нам рассказали в Департаменте, методы непрямой оценки доходов граждан для назначения соцпомощи, а также подходы относительно балльной оценки имущественного состояния заявителя разрабатывались на базе международного опыта и адаптировались к условиям Украины в рамках проекта «Усовершенствование системы социальной помощи» за счет Гранта (целевой безвозвратной финансовой помощи), предоставленной Шведским агентством международного развития (SIDA). 
 
Фактическое число государственных социальных инспекторов составляет 1509 служащих, в том числе 27 главных государственных социальных инспекторов). В среднем в каждом местном управлении работает 2 государственных инспектора. Уровень оплаты труда инспекторов низкий – в среднем 1200 грн./месяц. В рамках эксперимента увеличение количества инспекторов или повышения уровня их оплаты труда не предусмотрено. 
 
Кстати, по данным Министерства социальной политики Украины, по итогам 2010 года количество получателей государственной помощи составило 4,4 млн. назначений (2969 дел на одного работника в год, или 247 дел в месяц). В 2010-м государственными социальными инспекторами было обследовано 919,8 тыс. семей и выявлено 27,1 тыс. случаев предоставления недостоверной информации.
 
В Министерстве уверены: внедрение механизма обследования на основании непрямой оценки доходов заявителя даст возможность уменьшить количество необоснованных проверок, повысить эффективность работы социальных инспекторов и качество работы органов социальной защиты населения. По результатам эксперимента будут сделаны выводы относительно целесообразности внедрения методов непрямой оценки доходов граждан, которые обращаются за назначением социальной помощи, по всей Украине.