Уже пять месяцев Украина обсуждает Налоговый кодекс: следит за новыми предложениями, поправками, ходом голосования… И остается недовольной. Депутаты голосуют быстро, понимая, что в четверг, 18 ноября, эпопея принятия «налоговой конституции» должна быть завершена. Когда подписывался этот номер «КП», народные избранники нажимали на кнопки, стараясь не прислушиваться к протестам предпринимателей под зданием ВР. Голосование еще шло, но уже было понятно, какие «мины» заложены в кодекс и насколько они осложнят жизнь украинцев.
Малый бизнес: мест нет!
14-й раздел, касающийся «упрощенцев», по праву считается наиболее проблемным разделом нового НК. Напомним, что на сегодня право работать на едином налоге имеют частные предприниматели с годовым оборотом до 500 тыс. грн. В документе, принятом в первом чтении, цифру снизили до 300 тысяч, однако потом пошли предпринимателям навстречу (это по-нашему: сначала ухудшить, а потом чуть-чуть дать задний ход и сказать, что улучшили). «Компромисс» заключается в том, что при обороте в 300-600 тыс. предприниматель может ос-таваться на едином налоге при условии работы с кассовым аппаратом и товарно-кассовой книгой.
Эксперты не исключают, что эта норма вписана для «заработков» налоговиков, ведь львиная доля выписываемых штрафов касается кассовых аппаратов и книг. Так что многим будет проще заплатить высокий единый налог, чем постоянно жить в ожидании проверок.
Напомним, что ставки налога устанавливаются ежегодно местными советами исходя из следующих данных:
* 20-600 грн./месяц - в населенных пунктах с населением свыше 500 тыс. человек;
* 20-400 грн - 150-500 тыс. человек;
* 20-200 грн. - в других населенных пунктах.
- Данный налог будут брать по максимуму, - убежден директор Института трансформации общества Олег Соскин. - Ведь у местных властей теперь нет рыночного сбора и ряда других налогов, так что единый налог - их единственный шанс остаться на плаву. Нетрудно предугадать, что малый бизнес не будет в восторге от решений местных советов, так что конфликты неизбежны!
Налог на недвижимость - виртуальный
В проекте, подготовленном ко второму чтению, предлагается увеличить площадь квартиры, которая не облагается налогом, со 100 до 120 кв. м, а для частных домов - с 200 до 250 кв. м. Ставки налога устанавливаются местными властями и привязаны к минимальной зарплате. Для квартир общей площадью до 240 кв. метров и домов общей площадью до 500 кв. метров ставки налога не могут превышать 1% «минималки», а для квартир и домов большей площади ставка налога составляет 2,7% минимальной зарплаты. Кроме того (опять же - по решению местных властей), от налогообложения могут полностью или частично освободить ряд построек.
- Налог на недвижимость является в Украине виртуальным по той простой причине, что в малых и средних городах он не принесет в бюджеты ни копейки! - считает Олег Соскин. - Если бы правительство ознакомилось с опытом других стран, оно бы узнало, что затраты на администрирование данного налога гораздо выше, чем поступления от него. Налог на недвижимость вводится в странах, где средний класс составляет 2/3 общества. У нас же введение подобного налога не только нецелесообразно, но и аморально: во-первых, треть населения Украины живет за чертой бедности, а во-вторых, недвижимость в большинстве случаев не является для украинцев источником доходов.
Налог с депозитов: обложат всех!
Нардепы оставили в проекте НК норму о налогообложении депозитов населения, которую собираются ввести с 2015 года. Напомним, при подготовке документа к первому чтению планировался налог на доходы с депозитов, превышающих 200 тысяч гривен, но спустя время авторы НК решили обложить 5%-м налогом всех депозитных вкладчиков.
- На мой взгляд, налог на доходы с депозитов должен касаться только крупных вкладов, - считает директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин. - В противном случае поток малых вкладчиков иссякнет: им не будет никакого смысла нести свои деньги в банки. Всеобщий налог на доходы с депозитов - это еще одна дополнительная нагрузка на доходы украинцев.
НДС идет в правильном направлении, но медленно
В соответствии с новым проектом гораздо медленнее будут уменьшаться налог на прибыль предприятий и НДС. Налог на прибыль предприятий будет снижаться на 2% в год и к 2013 году достигнет 19% (сейчас 25%). НДС будет снижаться на 1% в год и к 2014 году дойдет до 16% (сейчас 20%).
Уменьшение НДС и налога на прибыль в правительстве считают главным достижением документа. Эксперты соглашаются, что снижение данных налогов является правильным, правда, «правильность» эта во многом теоретическая.
- Чем меньше НДС, тем меньше смысла с ним манипулировать, ведь каждая теневая операция имеет свою цену, - говорит Юрчишин. - При стандартной ставке НДС в 20% цена манипуляций с НДС составляет 12%. Таким образом, если бы ставка НДС составляла 12 или максимум 15%, не было бы смысла в теневых операциях и «игре» с этим налогом. Второй момент заключается в том, что снижение НДС теоретически должно снизить стоимость конечной продукции, но на практике этого, разумеется, не произойдет. Производители начнут говорить об удорожании производства, устаревших фондах и т.д., причем так убедительно, что мы забудем, с чего начали!
А В ЭТО ВРЕМЯ
Пенсионный возраст для женщин снова собрались повышать
Вчера появилась информация о договоренностях украинского правительства и миссии Международного валютного фонда, которая решала, давать ли нам очередной транш кредита размером 1,6 миллиарда долларов.
Чтобы получить этот заем, правительство не вычеркнуло из меморандума о сотрудничестве с фондом пункт о повышении пенсионного возраста для женщин. Несмотря на недавние обещания обойтись без повышения, эксперты не видят для правительства других вариантов.
- Нужно понимать, что МВФ не требует от Украины повышать пенсионный возраст, - говорит эксперт Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. - Там требуют бездефицитного бюджета Пенсионного фонда. Есть три пути достижения этой цели: повышение пенсионного возраста, увеличение налоговой нагрузки или снижение пенсий. Мне кажется, что из этих вариантов правительство выберет именно повышение пенсионного возраста, хотя с политической точки зрения это и не популярно.
Кроме того, согласно меморандуму с МВФ в следующем году дважды на 50% вырастут цены на газ.
Андрей ГАЦЕНКО.
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Кушать подано
Не нужно оканчивать Лондонскую бизнес-школу, чтобы понять очевидное: новый Налоговый кодекс - документ спорный. И речь уже не о том, что власть страны не нашла взаимопонимания с ее гражданами практически ни по одному пункту НК. Сами положения документа оставляют огромный простор для решения спорных моментов. Какой единый налог вменить конкретному предпринимателю - 100 гривен или 600? Какой штраф выписать за нарушение - 200 гривен или 200 тысяч? Все это будет определяться на местом уровне. Бизнесмены, дружественные руководству города, получат минимум налогов, неудобные властям - максимальные штрафы. Благо денежная «вилка», заложенная в новом кодексе, такие эксперименты приветствует.
И уж точно нет сомнений, что эту «вилку» местные чиновники и налоговики немедленно возьмут в руки. А мелкие бизнесмены, уставшие от постоянных проверок налоговой, снова найдут способ избавиться от давления. Тем более Украине он давно известен. Правда, до сих пор не привел страну к процветанию. Если, конечно, не брать в расчет роскошные особняки местных чиновников, которые после введения нового кодекса станут еще больше, а их аппетиты еще ненасытней. «Вилка» ведь у них уже есть.
Александра СОТНИКОВА.