Загрузить еще

Как противостоять влиянию манипулятора

Как противостоять влиянию манипулятора
Фото: Зачастую против своего желания вы можете попасть в хитрые сети шефа. Фото Максима ЛЮКОВА.

Манипулировать человеком тем легче, чем больше у него слабых мест, страхов и комплексов. Опытный манипулятор, скрывая свое истинное намерение, легко заставляет жертву поступать так, как выгодно ему.

С какими манипуляциями со стороны начальства мы чаще всего сталкиваемся на работе и как можно им противостоять, «Комсомолка» выясняла вместе с экспертами.

«МЫ ОЦЕНИМ ВАШ ТРУД ПО ДОСТОИНСТВУ»

Одна из самых распространенных манипуляций на работе - привлечение к труду несуществующим мотивационным фактором, считает управляющий партнер рекрутинговой компании SM Consulting Сергей Марченко.

- Если есть незаполненная позиция в штатном расписании, ее могут пообещать сразу нескольким сотрудникам при условии, что они достигнут определенных показателей. Однако когда приходит срок, сотрудникам объявляют, что вышестоящее руководство не выделило бюджет на эту штатную единицу, но в следующем квартале он будет обязательно. Сроки могут переноситься постоянно - некоторые ждут обещанного повышения годами, - разъясняет Марченко.

Подобным образом, по его словам, манипулируют и с денежным вознаграждением: обещают большую премию, а затем объясняют ее невыплату не зависящими от начальника причинами: нарушением обязательств со стороны заказчика, решением госорганов и т.д. То есть, предлагая виртуальное вознаграждение, руководители получают вполне реальную отдачу.

- Чтобы противостоять такой манипуляции, прежде всего нужно четко оговорить сроки того же повышения по службе, - советует эксперт. - Также важно понимать, что деньги на премии и зарплаты не берутся из ниоткуда - они должны быть заложены в бюджет. Поэтому нелишним будет поинтересоваться, есть ли в бюджете деньги на премию или новую штатную единицу. Скорее всего, такие конкретные вопросы удержат начальство от пустых обещаний. Если же нет, не стоит рассчитывать, что повышение когда-нибудь произойдет: манипуляция - стиль работы конкретного руководителя, и стоит задуматься, нужна ли вам такая работа.

«ПРИДЕТСЯ СДЕЛАТЬ ЭТО, ПОСКОЛЬКУ Я ПОСТОЯННО ПОКРЫВАЛ ВАШУ ПЛОХУЮ РАБОТУ»

На первый взгляд собеседником используется распространенная формула «ты мне - я тебе». Однако здесь налицо манипуляция чувством вины. О том, что работа была выполнена плохо, нужно было говорить тогда, когда она сдавалась, а не спустя несколько недель, а то и месяцев.

- Человеком с чувством вины управлять достаточно просто, и при желании окружающие легко заберутся ему на голову. Манипулятору всего-то и нужно - постоянно собирать чужие провинности - как действительные, так и мнимые, и припоминать их при каждом удобном случае, - говорит психолог Марина Деркач.

- В данном же случае манипулятор просто пытается перекинуть на коллегу задание, с которым не хочет связываться сам, но представляет дело так, как будто тот ему должен. Не поддавайтесь! Выясните, что именно было сделано вами не так, и, если это возможно, исправьте ошибки, - советует психолог. - А потом расставьте все точки над «i»: вы делаете свою работу, а ваши коллеги - свою. И совершенная в прошлом ошибка вовсе не повод манипулировать вами в настоящем.

«С ЭТИМ ЗАДАНИЕМ МОЖЕТ СПРАВИТЬСЯ ТОЛЬКО ТАКОЙ ОПЫТНЫЙ СОТРУДНИК, КАК ВЫ»

Прекрасный способ дать подчиненному тяжелое задание, от которого он, будь его воля, непременно бы отказался. Как вариант этой манипуляции - «заманчивое» предложение шефа пойти на повышение, правда, с сохранением старой зарплаты. Если попробуете увильнуть, наготове контрольный выстрел: «Странно, а я был уверен, что для такого профессионала мое предложение окажется очень интересным!»

- Говоря все эти, на первый взгляд, лестные слова, шеф на самом деле не прочь сыграть на тщеславии сотрудника. Противостоять такой манипуляции довольно просто. К примеру, сказать: «Спасибо, что столь высоко оценили мой профессионализм, но у меня нет возможности принять ваше предложение - уже работаю над двумя проектами и, чтобы сдать их в срок, все рабочее время посвящаю только им», - советует психолог Марина Деркач.

«У МЕНЯ НА СТОЛЕ РЕЗЮМЕ ПЕРСПЕКТИВНОГО МОЛОДОГО СОТРУДНИКА. И У ВАС С НИМ  КАК РАЗ ОДИН ПРОФИЛЬ»

Цель данного заявления очевидна: вселить в подчиненного беспокойство и неуверенность в своем положении, считает вице-президент НПЦ «Дианализ» психолог Виктория Егорова. Велика вероятность, что у сотрудника, которому ненавязчиво напомнили, что незаменимых нет, появится желание поработать дополнительно.

- Начальника вряд ли удастся переделать: если он неоднократно прибегал к манипуляциям и при этом достигал своих целей, то он уже уверовал в эффективность данного способа. Поэтому задача подчиненного - защитить себя и свою возможность спокойно работать. Проще всего - научиться выделять подобные обороты и стараться на них не реагировать. Правда, чтобы это получалось, необходимы две составляющие: профессиональная компетентность и личностная целостность, - говорит психолог.

«МЫ - ОДНА КОМАНДА И ДОЛЖНЫ ДРУГ ДРУГУ ПОМОГАТЬ!»

- Эта манипуляция используется довольно часто, - говорит Деркач. - С ее помощью человека могут заставить не только помочь коллеге, но и приступить к реализации тяжелого проекта, дабы «помочь» всему коллективу. Используя эту же уловку, шеф, скорее всего, захочет и конкурентов обойти, что называется, «малой кровью».

Если работать только лишь за одну идею не хочется, психолог советует согласиться с шефом, что вы действительно считаете себя членом команды, а потом ненавязчиво поинтересоваться, как вознаградят эту самую команду, когда озвученные цели будут достигнуты. В случае если вас регулярно просят помочь с работой нерадивому коллеге, следует дать понять, что вы не намерены выполнять чужую работу, да еще и бесплатно!

О том, как подчиненные могут манипулировать своим начальством, читайте в следующем выпуске рубрики «Личные деньги». 

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

5 способов психологической самообороны

  • Выделите из речи манипулятора те моменты, с которыми вы согласны, и согласитесь с ними, остальную информацию пропустите мимо ушей.
  • Измените тему разговора.
  • Отложите окончательный ответ «на потом».
  • Игнорируйте отрицательную оценку своих действий.
  • Держите паузу.

 НА ЗАМЕТКУ

Присмотритесь к детям

Психологи уже давно подметили, что лучшие манипуляторы - дети. Кстати, именно у них наблюдательные взрослые перенимают способы влияния на собеседника. Вот пример самого распространенного детского приема:

- Мама, купи мне конфетку!

- Детям вредно есть много сладкого!

- Тогда купи мне вот эту куклу!

- Солнышко, она же 350 гривен стоит… Давай эту куклу купим тебе на день рождения, а сейчас купим конфету.

КОМПЕТЕНТНО

Психолог Марина ДЕРКАЧ:

- Поскольку мишень манипулятора - слабые места собеседника, самый простой совет, который можно дать потенциальным жертвам, - не показывать свои «болевые точки» другим. Если же «кнопку» скрыть не удалось, попробуйте не реагировать при точном попадании манипулятора в цель. Как только вы поняли, что та или иная эмоция возникла не просто так, сделайте паузу на несколько секунд, дабы проанализировать происходящее и не пойти на поводу. «Долгосрочный» совет - уменьшайте количество своих слабых мест. Помните, что вы никому ничего не должны и у вас нет необходимости оправдывать чьи-либо ожидания, кроме своих собственных. Кстати, недостатки есть у каждого, но манипулировать с их помощью можно только в том случае, если человек по этому поводу переживает. Поэтому, если не хотите стать жертвой, примите себя и свои слабости либо избавьтесь от них раз и навсегда.