22 декабря
Загрузить еще

Дружба на работе: за и против

Современный офис крупной компании похож на огромное шумное общежитие. Изо дня в день в одном помещении собираются люди, у которых зачастую нет ничего общего, кроме фонда заработной платы и начальника. Многих такое положение дел не устраивает, и они пытаются установить с коллегами дружеские отношения, даже не подозревая, что последствия дружбы на рабочем месте могут быть самыми разными: от повышения по службе до увольнения.

КОГДА ПРИЯТЕЛИ СТАНОВЯТСЯ ВРАГАМИ 

- К положительным последствиям дружбы между коллегами можно отнести психологический комфорт, приятное общение в перерыве за чашечкой кофе. Кроме того, есть еще один немаловажный момент: все вопросы, находящиеся в ведении офисного приятеля, решаются без проблем и проволочек, - говорит психолог Марина Деркач.

В то же время другая сторона этой «медали» выглядит не столь привлекательно. Дружба на работе нередко становится основанием для манипуляций, и это может доставить немало негативных минут. Нередки ситуации, когда одного из друзей повышают в должности, и он, становясь руководителем, оказывается перед выбором: оказаться жертвой этих манипуляций либо выстраивать отношения со старым другом по новой схеме. Примечательно, что и то и другое чревато неприятностями.

- Если вновь назначенный руководитель попытается сохранить дружеские отношения со своим теперь уже подчиненным, это может настроить против него других членов команды и спровоцировать конфликт. Но и выстроить отношения заново совсем непросто. Нередко вполне законные требования руководителя вызывают сопротивление его вчерашнего приятеля. Неудивительно, что подобная ситуация часто приводит не только к разрыву отношений, но и увольнению нижестоящего по рангу сотрудника, - говорит Деркач.

РАБОТА - НЕ КЛУБ ПО ИНТЕРЕСАМ

Отношение к дружбе на работе неоднозначно не только у рядовых сотрудников, но и у руководителей компаний. При этом мнения высказываются диаметрально противоположные: одни поощряют приятельство, полагая, что дружба способствует созданию благоприятного психологического климата и повышению производительности труда. Другие заявляют, что работа - не клуб по интересам, и сотрудники приходят в офис трудиться, а не обсуждать коллег, устраивать получасовые перекуры и многочасовые чаепития. Кроме того, начальство нередко опасается, что подружившиеся коллеги не только будут покрывать друг друга, но и со временем начнут дружить против самого шефа. Чтобы этого не случилось, в некоторых компаниях сотрудников «тасуют» как колоду карт, переводя в другие отделы или просто пересаживая с места на место каждые полгода.

ИНИЦИАТИВА НАКАЗУЕМА

Как известно, по-настоящему счастливым может считаться тот человек, который по вечерам с удовольствием идет домой, а по утрам с не меньшим удовольствием вышагивает на работу. И если с тобой вместе работают лучшие друзья, приходить в офис вдвойне приятнее. Так думала директор направления одной из столичных компаний Марианна, когда поспособствовала тому, чтобы в ее департамент была принята давняя подруга:

- Моя институтская подруга Ольга внезапно осталась без работы и обратилась ко мне за помощью. Поскольку образование было профильное, я без труда устроила ее в нашу компанию. Примерно через месяц я узнала, что Ольга постоянно козыряет нашими «особыми отношениями» перед коллегами. Я поговорила с ней, но, к сожалению, мне не удалось убедить Ольгу в том, что наша институтская дружба не дает ей ни дополнительных прав, ни преимуществ перед остальными сотрудниками. Она продолжила себя вести в том же духе и через несколько месяцев была уволена. Насколько я знаю, следующую работу она нашла нескоро, но при этом у нее хватило наглости обвинять меня: якобы из-за нашей дружбы она в свое время приняла мое предложение, отказавшись от более выгодного, а теперь та вакансия оказалась занята. После всей этой нервотрепки я зареклась работать с друзьями. Глубоко убеждена: никаких приятелей и тем более родственников в компании быть не должно - в этом меня сейчас никто не переубедит!

ДОВЕРИЕ ПО РАСЧЕТУ 

Предыдущая история демонстрирует абсолютную недальновидность Ольги - многие на ее месте действовали бы гораздо более тонко и осторожно. Не секрет, что варианты так называемого «дружеского продвижения» в компаниях не так уж и редки. Взглянув на приятельские отношения с начальником глазами не слишком чистоплотного подчиненного, мы увидим, что дружба с «правильным» человеком способна принести неплохие  дивиденды.

Продвижение по карьерной лестнице, бесплатные путевки, зарубежные командировки, премии, высокие оклады, бонусы и прочие приятные моменты подталкивают некоторых сотрудников если и не дружить с начальством, то по крайней мере тщательно имитировать дружеское расположение. Впрочем, психологи предостерегают от такого «раздвоения личности», ведь дружба по расчету - это тяжелая работа. Играть роль 24 часа в сутки изо дня в день не получится, и практика показывает, что обидный прокол, как правило, происходит в самый неподходящий момент.

В ТЕМУ

В офис без родни!

Как показал опрос, проведенный Исследовательским центром рекрутингового портала SuperJob, более 60 процентов респондентов не хотели бы работать со своими родственниками и друзьями в одной компании.

Среди главных причин, по которым опрошенные не желают видеть в своем рабочем окружении близких, - боязнь конфликтов, неуверенность в профессиональной компетенции родных, желание разделять личную и профессиональную жизнь. К тому же немало респондентов, побывавших в подобной ситуации, «обожглись» и не хотят повторять неудачный опыт.

НА ЗАМЕТКУ

Советы друзьям, одного из которых повысили.

Начальнику:

  •  не стимулируйте работу подчиненного напоминаниями о дружбе,
  •  не выделяйте его среди других подчиненных в рабочее время,
  •  не пытайтесь использовать дружбу в личных интересах.

Подчиненному:

  •  смиритесь с тем, что ваш друг теперь является вашим руководителем,
  •  не требуйте поблажек в работе, напоминая о дружбе,
  •  не обсуждайте с коллегами сведения, полученные от него ранее (например, информацию о личной жизни),
  •  не пытайтесь использовать дружбу в личных интересах.

КСТАТИ

Бонусы от приятеля

Несмотря на все аргументы «против» офисной дружбы, присутствие хорошо знакомого на работе дает руководителю немало бонусов.

«Тыл» - от друзей можно получить поддержку. К тому же к советам приятелей прислушиваешься куда охотнее, чем к идеям других работников.

Можно обсудить конфиденциальную информацию без риска. Лучше, конечно, это делать в ресторане или кафе. К тому же приятель в отличие от рядового подчиненного с пониманием отнесется к деловому звонку в три часа ночи.

Правдивые разговоры. Друзья обычно не боятся говорить правду, даже если она горькая. В результате вы можете получить точную информацию о положении дел в команде.

Посредник. Приятель начальника - «глаза и уши» офиса. Друг-подчиненный может в наиболее адекватной форме донести до остальных сотрудников нужные сведения. И получить обратную связь.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ 

Плюсы офисной дружбы:

  •  есть с кем пообщаться,
  •  есть надежный источник информации,
  •  выручит, если на работе «завал»,
  •  предупредит об опасности,
  •  «прикроет» в случае отсутствия на рабочем месте,
  •  сообщит об открывшейся вакансии.

Минусы офисной дружбы: 

  • много времени уходит на пустые разговоры,
  • не все люди умеют разграничивать рабочие отношения и дружбу,
  • приходится выполнять мелкие и крупные просьбы,
  • в случае конфликта в коллективе друг ожидает, что вы примите его сторону, даже если он неправ,
  • к другу трудно применять санкции,
  • доверие может обернуться против вас: в случае ссоры с приятелем руководство может узнать о всех ваших прежних проколах.