14 ноября
Загрузить еще

От увеличения налога на рекламу проиграет государство?

От увеличения налога на рекламу проиграет государство?

Который день не прекращаются обсуждение предложенного правительством увеличения налога на рекламу. И пока чиновники в кабинетах предпочитают отмалчиваться, большинство экспертов негативно оценивают законодательные изменения, на которых настаивает Кабмин. Напомним, что согласно существующему законопроекту, ставку налога на рекламу хотят повысить в десятки раз. Сейчас этот вид сбора составляет 0,5%, но если будут приняты предложения правительства, то для телевиденья налог на рекламу вырастет до 21%, для печатных СМИ- до 15% , на 9% - для внешней рекламы и до 3% - для радио. За счет этого авторы законопроекта хотят получить в бюджет более 1 миллиарда гривен.

Однако, эксперты из Украинской Ассоциации издателей периодической прессы (УАИПП) прогнозируют, что увеличение налога приведет не только к сокращению количества украинских СМИ, но и даст негативный экономический эффект.

- Потеря части рекламных доходов будет очень болезненной для больших издательств, а для мелких будет означать банкротство, - говорят в ассоциации. - Увеличение налога на рекламу будет означать закрытие большого количества изданий, которые живут с доходов от рекламы и имеют рентабельность меньшую, чем 10-15%. По законам экономики, это приведет к заранее предвиденному увеличению тенизации рекламного и издательского рынков. Увеличение налога с рекламы приведет к миграции издательского бизнеса из региона в регион и к соседним странам - например, к России, где налог на рекламу составляет 0%. В результате, государство не получит дополнительные поступления в бюджет, а наоборот - потеряет часть сегодняшних поступлений из-за уменьшения общей суммы налоговых платежей, которые платит сегодня издательская отрасль.

По мнению специалистов, много потенциальных инвесторов откажутся от запланированных инвестиций в Украину, поскольку повышение налогов является ярким примером жесткой фискальной политики государства. При удорожании рекламы новые и небольшие компании не могут использовать рекламу для продвижения своих товаров и услуг, поскольку это будет слишком дорого для них. Вероятно, что общие объемы рекламных бюджетов останутся на уровне прошлого года. Поэтому увеличение налога на рекламу будет означать уменьшение доходов издательских компаний.

Специалисты УАИПП сделали прогноз последствий увеличения ставки налога с рекламы, опросив руководителей самых больших издательских компаний. Вот что у них получилось:

Увеличение налога с рекламы с существующих 0,5%, например, к 12,5% в печати означает почти полную потерю рентабельности издательской компании. Простая математика. Предположим, доход издательства составляет 1205 денежных единиц. Минус 20% НДС и 0,5% налога на рекламу = 1000 чистого дохода. Предположим, издательство работает с рентабельность 10%, что является очень неплохим сегодня. Тогда, его затраты составляют 900. Если завтра налог с рекламы станет 2,5*5=12,5%, то чистый доход составит 1205/1,325=909,43 Минус затраты 900 - получаем рентабельность 1,04%. Для восстановления рентабельности издательство будет делать соответствующие шаги, и это вызовет следующее.

Увеличение налога с рекламы до 15% будет означать уменьшение объемов начисленного и уплаченного НДС на 20% от предыдущего уровня. Потеря рекламного дохода при условии увеличения налога на рекламу означает необходимость увеличить доход от продаж тиража. Например, если издательство получает 50% доходов от продаж тиража, а 45% - от рекламы, то потери доходов от увеличения налога на рекламу будут означать необходимость увеличить продажи количества экземпляров на 20%. Одновременно поступление в бюджет по НДС упадут на 20%. Как за счет уменьшения рекламных доходов, так и за счет льготы по НДС для продаж тиража.

Увеличение налога с рекламы до 15% будет означать прекращение начислений и уплаты налога на прибыль. Поскольку рентабельность станет нулевой или, даже, отрицательной, база для начисления налога на прибыль просто исчезнет. Это будет означать закрытие до 20% изданий, увольнение сотрудников, прекращение начислений и уплаты налогов на доходы физических лиц, отчисления всех обязательных налогов и платежей на эти суммы - налога из доходов физических лиц, взносов в Пенсионный фонд, и т.п.