Загрузить еще

Никита Михалков: "Никуда мы с вами друг от друга не денемся!"

Никита Михалков:
Фото: Фото: из архива КП

И, согласитесь, Михалков может нравиться или не нравиться любому из нас, но, утверждать, что он фигура дутая и никчемная, вряд ли кто-то решится. Знаковая для всего постсоветского пространства личность. В оперном театре в вечер прошедшего четверга аншлаг состоялся.

"Ну и что будем делать?" - спросил знаменитый режиссер, царственно усевшись в помпезное кресло на сцене Донецкого оперного театра. Как выяснилось, что делать с публикой, ихалков так и не знал... Признался, что программу не готовил и, вообще, не стоит ожидать от него чего-то сверхъестественного. Он, знаете ли, не гений в общем-то.

"Во время такого же вечера в Киеве ко мне пришла записка: "Мы заплатили деньги на гения посмотреть, и что?". Я как-то сразу опешил немного, задумался. Интересно, что мне нужно сделать, чтобы быть похожим на гения в понимании этого человека? Выйти на сцену без штанов, что ли?" - сказал режиссер в самом начале вечера. Публика, расставшаяся минимум с тысячей гривен, чтобы попасть на творческий вечер мэтра, отреагировала на такие слова на удивление спокойно. И, видимо, решила спасать положение. Из зала просто-таки посыпались записочки с вопросами. От избытка эмоций после обстоятельных монологов режиссера некоторым зрителям даже не хватало терпения изложить свой вопрос на бумаге. Душа просила микрофона и мгновенного ответа. Обращались к Михалкову по всем животрепещущим вопросам.

"Да, я барин!"

- Ваша семья очень знаменита, вы не считаете себя баловнем судьбы?

-  Я не буду сейчас бить себя в грудь и кричать, что сам всего добился. Но просто вы поймите, что папа за меня фильмы не снимал. Обо мне часто говорят: "высокомерный, барин". После таких слов я считаю, что те, кто вкладывает в слово "барин" негативный смысл, сами холопы в душе. Потому что для них барин - это тот, кто лежит на диване. А для меня - тот, кто несет ответственность за большое количество людей. Да, в этом смысле я барин. Я презираю артистов, которые отворачиваются, когда к ним зрители подходят за автографом. Мерзавцы! Вы ведь работаете для этих людей. Если будешь кривиться, Господь отнимет у тебя талант. Ведь человек не хозяин своего таланта, он только проводник. И как только ты начинаешь считать, что это твоя собственность, проснешься полной бездарностью.

- Правда, что в детстве мама учила вас терпению, заставляя развязывать веревочку на коробке с тортом?

- Да, мама вообще была потрясающим человеком. Она внучка Сурикова, обладательница сибирского характера. Помню, в Столешниковом переулке был самый лучший кондитерский магазин. И вот ты стоишь и смотришь, как продавщица укладывает пирожные в коробку: корзиночку, картошку, эклер... Потом начинает завязывать бечевкой, а сама разговаривает с кассиршей. Один узелок, другой. А я смотрю на ее руки, и у меня всё внутри сжимается - знаю, что это все придется потом развязывать. Потому что если ты возьмешь ножницы, никогда не получишь пирожного. И вот я ковыряю эти узелки вилкой или иголкой и проклинаю эту гадину, которая так завязала.

- Как вы считаете, обязательно в Украине дублировать русские фильмы на украинский язык?

- Когда мы летели сюда, в самолете было много украинских газет - и все на русском языке. Потому что там экономические, политические проблемы - не дай Бог не поймут те, у кого есть деньги. Зато все фильмы должны быть с украинскими субтитрами. Это все такое лукавство! Ну куда мы друг от друга денемся? Боже мой! Вот, например, на границе моргнет русский человек другому русскому хитрым глазком - и все ясно. С иностранцем такое не получится. Но, когда русский и украинец будут стоять на таможне в Бельгии и моргнут друг другу хитрым глазком - тоже все будет ясно! Хотя у них и разные паспорта. Так что, я думаю, единственная польза фильмов с украинскими субтитрами - в том, чтобы студенты, изучающие украинскую письменность, тренировались.

"Пусть Донбасс растит своих режиссеров"

- Вам на приходила мысль снять ленту о шахтерах?

- Нет. Не потому, что я считаю эту тему недостойной, но просто такой фильм должен делать человек отсюда, тот, кто это глубоко знает. Мой взгляд все равно будет туристическим. Поэтому пусть Донбасс растит своих режиссеров, которые сделают это грамотно

- У вас есть муза?

- Если у вас есть жена, она должна иметь свое дело, чтобы не лезла в дела ваши Вообще творчество - это очень одинокий труд. Никто не должен видеть твоих сомнений и страхов. Поэтому единственная моя муза - это воля Божья.

- Многие зрители обращают внимание на то, что в большинстве ваших картин главные роли исполняют одни и те же актеры. Почему так?

- Если бы у меня был вахтенный метод работы, то снимались бы все время разные люди. Но, согласитесь, было бы странно, если бы я любил и ценил одних актеров, а снимал совершенно других. Коллектив, с которым ты работаешь, это как семья, к этому так долго идешь... Так трудно собрать сочетающихся друг с другом людей, поэтому я и снимал часто одних актеров. А разве это плохо?

- Вас многие считают приверженцем нынешней власти в России...

- Когда президент моей страны, которая только-только начинает подниматься, выходит на трибуну в Мюнхене и смело говорит Америке: "У нашей страны есть свои интересы, и мы собираемся их отстаивать", я испытываю гордость. И вижу, что в зале сидят европейские лидеры, и чувствую, какие у них потные ручки, потому что они тоже так хотят сказать, только им страшно. Мне это возвращает достоинство. Надо быть больным, чтобы избирать того, кого ты не любишь и не понимаешь. Но, если я почувствую, что то, чем я занимаюсь, не вписывается в какую-то параболу, я скажу: "Стоп, ребята, вот сюда не надо". Меня клеймили за фильм "55" (картина о власти Путина - прим. авт.). Но ведь после него я снял фильм "12" - далеко не самую елейную картину для сегодняшней власти. Я всю жизнь мечтал уважать тех, кто руководит моей страной. Не получалось!

- Считается, что художник должен быть свободным. Есть у этой свободы какие-то рамки?

- Художник свободен ровно настолько, насколько он понимает, что такое свобода. Для того чтобы снять порнографический фильм, достаточно иметь двух людей, которым не стыдно заниматься сексом перед камерой, и режиссера, желательно старого, который может на это спокойно смотреть. И мы получим фильм. Но ведь искусство не в этом. А в том, чтобы ничего не было видно, но чувственность волной лилась в зал.

"Закончим "Утомленных солнцем-2" несмотря на кризис"

- В самом начале кризиса вы сказали, что неполадки в экономике - это хорошо для искусства. Кризис очистит его от слабых и бесталанных. А как он повлияет на простого зрителя?

- Один польский писатель сказал очень точную фразу: "В тяжелые времена приходится обходиться без того, о чем наши деды вовсе не догадывались".

- Вы не боитесь, что он отразится и на талантливых режиссерах, которым придется отказаться от части своих планов?

- Кризис принесет много проблем всем. Но с проблемами, которые он принесет тем, кто может снимать кино, он принесет реальные проблемы тем, кто не может снимать кино. Их просто снесет волной. Слава Богу, что проблемы в экономике начались не тогда, когда мы только взялись за "Утомленных солнцем-2". Мы вряд ли бы их закончили. Нам осталось снимать 8 - 10% от общего объема. Почти 270 часов материала уже отснято. Надеюсь, что мы закончим "Утомленных солнцем-2" несмотря на кризис. Нам хватит тех денег, которые у нас сейчас есть, чтобы доснять картину. И показать вам ее 9 мая 2009 года.

 

Справка "КП"

Михалков Никита Сергеевич

Родился 21 октября 1945 года в Москве. Отец - Сергей Владимирович Михалков, известный детский писатель, автор гимна СССР, мать - Наталия Петровна Кончаловская, внучка художника Сурикова.Последние работы: "12" (2007); "Мне не больно" (2006); "Тупой жирный заяц" (2006); "Тихий Дон" (ТВ, 2006); "Персона нон грата" (2005); "Статский советник" (2005); "Жмурки" (2005); "Вера, надежда, кровь" (2000); "Сибирский цирюльник" (1998); "Ревизор" (1996); "Утомлённые солнцем" (1994); "Прекрасная незнакомка" (1992); "Униженные и оскорблённые" (1991); "Урга: Территория любви" (1991) и т. д.

Народный артист РСФСР.

Женат, имеет четверо детей.