Загрузить еще

Кассиры спали на мешках с деньгами, а люди пытались обменять миллионы

Кассиры спали на мешках с деньгами, а люди пытались обменять миллионы

О денежной реформе вспоминают те, кто непосредственно участвовал в ее осуществлении. Сегодня исполняется ровно 12 лет со дня проведения первой в истории независимой  Украины цивилизованной денежной реформы. 2 сентября 1996 года вся страна получила новую национальную валюту - гривну. Люди массово приносили в кассы банков старые карбованцы и получали только что отпечатанные новенькие купюры. Об этом немаловажном событии в истории Украины помнит каждый житель Донецкой области, но только единицы знают, что пришлось пережить работникам банков за эти две недели "обмена денег". Своими воспоминаниями с "Комсомолкой" поделились сотрудники областного управления Нацбанка.

Деньги везли на "КамАЗах" тоннами

Юрий Чифилев, начальник Управления Национального банка Украины в Донецкой области:

Проведению денежной реформы предшествовала огромная подготовительная работа по обеспечению регионов наличными деньгами, которая началась еще в 1994 году. Эти дореформенные годы запомнились простым гражданам, прежде всего, ночным грохотом караванов "КамАЗов", которые завозили в нашу область новые украинские деньги, их вес исчислялся тоннами. Запомнились такие моменты из рабочих будней, которые не иначе как героическими не назовешь. Произошло это в  январе  1996 года, за несколько месяцев до реформы. Два бронированных грузовика в сопровождении четырех машин двигались по трассе  Киев - Донецк. Недалеко от Днепропетровска  навстречу шли грузовики  с какими-то  строительными  материалами. Из одной из этих машин прямо в ветровое стекло одной из машин сопровождения попадает небольшой кусок кирпича. Стекло, конечно же, вдребезги (машины были без брони, потому что бронированных банковских не хватало - прим. авт.) За  окном - ночь и минус  шестнадцать. По инструкции машину  остановить  нельзя. И  водитель, старший лейтенант государственной службы охраны, совсем еще молодой  человек, придерживая одной рукой руль, другой сняв с шеи  шарф и обернув лицо, продолжал движение машины.

Наши дети ночевали прямо в кассах 

Валентина Дубинина, заместитель начальника Управления Национального банка Украины в Донецкой области:

- Работники банков, особенно Сберегательного, во время реформы вынуждены были временно забыть о семье, детях. И днем, и ночью на работе, в лучшем случае к пяти-шести часам утра сводили кассу, делали балансы, закрывали операционные дни, ходили домой лишь принять душ и опять в девять утра были на ногах. Только за это они достойны памятников при жизни! Детей из детских садов и школ забирали прямо на работу, и те иногда спали среди мешков с обменянными карбованцами. Вечером эти мешки заносились в хранилище. Хранилище не всегда могло вместить объем поступающих карбованцев, поэтому мешки складывались до потолка, двери хранилища едва закрывались. Обменянные деньги нужно было не только принять, но и пересчитать, упаковать и связать в корешки и пачки. Это просто колоссальные объемы. От того, что работали круглосуточно, часто недоставало сил добраться до импровизированного места отдыха. Иногда заглянешь в комнату, а там люди спят просто на полу. Но сетований не было. Все понимали - мы строим новое государство.   

"КамАЗы" с деньгами под залпами фейерверков 

Татьяна Шаповалова, начальник отдела денежного обращения и кассовых операций:

- Начиная с 1993 года, в хранилища управления начали поступать банкноты и монеты новой национальной валюты. Первые банкноты были напечатаны на банкнотных фабриках Канады и Великобритании еще в 1992 году. Разменную монету получали из Италии и Луганского завода, который получил заказ на их изготовление. Всего в Донецкую область на начало реформы, ко 2 сентября 1996 года, было завезено 5,6 млрд гривен и более 1000 тонн разменной монеты. Конечно, такое количество денежной наличности не могли вместить хранилища управления, поэтому были арендованы денежные хранилища в 16 банках области. Час пик наступил 22 августа 1996 года, когда поступил приказ о начале подкрепления банков национальной валютой. Для обеспечения перевозок было привлечено 13 спецмашин транспортных организаций города. Время работы с 22 до 30 августа можно было считать круглосуточным, поскольку день начинался в 7 утра и зачастую заканчивался в 3-4 часа  ночи. Особенно поразил день 24 августа. Город празднует День Независимости, а наши "КамАЗы" в сопровождении ГАИ с сиренами мчатся по освещенному городу под залпами фейерверков. Проведение реформы прошло на достойной высоте. В области не было ни одного сбоя в выдаче новой наличности или обмена украинских карбованцев на гривну.

3 дня ждали самолета и 12 часов из Днепропетровска в Донецк 

Александр Дзюмак, начальник отдела перевозки ценностей и инкассации:

- В период проведения в 1996 году денежной реформы я был ответственным за перевозку и доставку разменной монеты. Сейчас сложно представить, насколько оперативно было принято решение принять груз - 19 "КамАЗов" весом 380 000 кг, в то время как банковский внутренний двор был рассчитан для размещения всего двух таких автомобилей. А во время продвижения колонны по трассе Днепропетровск - Донецк работа городского транспорта на какое-то время была парализована, поскольку протяженность колонны, включая машины сопровождения ГАИ и ОМОНа, составляла до одного километра. Теперь уже с улыбкой вспоминаешь реакцию водителей встречного транспорта, с учетом того, что скорость нашего движения не превышала 30 км/час. Путь в 250 км, преодолеваемый в обычном режиме за 3,5-4 часа, длился 12 часов. Тогда и было принято компромиссное решение останавливаться через каждые 20 км и пропускать сзади движущиеся гражданские машины. Не забыть и три дня ожидания самолёта из Италии с новыми карбованцами, напечатанными в этой стране. Груз, ожидаемый в аэропорту в Борисполе, пришлось получать в Запорожье. Инкассаторы, водители, несмотря на отсутствие элементарных бытовых условий, пайков и денег достойно выполняли свои обязанности. Трудности только сплачивали мужской коллектив, независимо от того, какую область они представляли.

*Первое "отмывание грязных денег" 

Разменную монету по 50 копеек завезли в хранилище одного из банков г. Краматорска, в  котором очень близко к поверхности текли подземные воды. Монета от сырости потемнела и покрылась пятнами. Выпускать ее в обращение было нельзя - подрыв доверия к денежной единице государства из-за внешнего вида. Заморочили же голову тогда, пока нашли выход: привлекли к работе специалистов-химиков, которые изготовили специальную жидкость, которая вступала в реакцию с налетом. Монета заблестела лучше новенькой: грязные деньги  были отмыты. Но ушло на это несколько недель.

20 миллионов для церкви

Было и такое, что священнослужитель  предъявил к обмену 20 млн крб. В пересчете на новую валюту - это 2000 гривен. Он долго придумывал различные причины невозможности своевременного обмена. В конце концов, выяснилось, что какие-то бизнесмены, не захотевшие обменять деньги, подбросили их на пожертвование. Вся сумма, конечно, была обменяна и зачислена на счет церкви.