Загрузить еще

Почему ребёнку страшно?

Почему ребёнку страшно?
Фото: Фото с сайта www.24.ua

В продолжение детской темы -  что мешает ребёнку адаптироваться в коллективе сверстников, почему "портятся" отношения со взрослыми, чем опасны возрастные кризисы, какую роль играют отношения между родителями на формирование страхов у подростков, консультируют донецкие психотерапевты.

Страх как защита

Несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные функции психической жизни человека. Как реакция на угрозу позволяет избежать встречи с ней, играя защитную, адаптивную роль в системе психической саморегуляции.

- В некотором роде страх - способ отграничения "я" от чужеродного, неприемлемого влияния извне, т. е. страх - это демаркационная линия личного безопасного пространства, в котором сохраняется единство "я" и уверенность в себе, - рассказывает Михаил Беро, главный психотерапевт  Донецкой области, - может известным образом мобилизовать "я" перед лицом внешней опасности, объединить внутренние психические ресурсы.

Страх может быть и выражением веры эмоционально чувствительных и впечатлительных детей в существование тех опасностей, которые олицетворяют сказочные образы или образы страха, внушённые взрослыми. Подобный страх ослабевает и сходит на нет по мере накопления реального жизненного опыта и развития самосознания.

Возрастные страхи: вначале ребёнок боится остаться один, без поддержки близкого лица (7 месяцев), опасается посторонних, неизвестных ему лиц (8 месяцев). Далее он боится боли, высоты, гигантских (в его представлении) животных. Временами он исполнен ужаса перед Бабой-Ягой и Кощеем как символами зла и жестокости. Потом ребёнок боится темноты, огня и пожара, стихии. Человек не смог бы выжить, пренебрегая этими страхами, передаваемыми из поколения в поколение и составляющими часть его жизненного опыта.

Неумение радоваться

Однако при патологическом количестве страхов и их невротическом характере возникает состояние психического напряжения, скованности, заострённого поиска опоры, чрезмерной зависимости от окружающей обстановки. Поведение становится всё более пассивным, исчезает любопытство, нет любознательности, ребёнок начинает избегать любого риска, связанного с вхождением в новую среду. Вместо непосредственности и открытости развивается настороженность, замкнутость (отгороженность), уход в себя и свои проблемы.

Усиливается несвойственная детям ориентация на травмирующее прошлое, которая всё больше предопределяет настоящее, исключает положительные эмоции, активность. Неумение радоваться пропорционально умению тревожиться, беспокоиться, быть озадаченным.

- Во всех этих случаях страх теряет свои положительные  функции, указывает на неспособность справиться с угрозой, переживание бессилия - ребёнок теряет веру в себя, в свои силы и возможности, - отмечает Михаил Павлович.

Конфликты в семье

Страхи при невротических расстройствах более тесно связаны  с переживаниями детей. Питательная почва для них - эмоциональная ранимость, склонность к беспокойству, неуверенность в себе и отсутствие адекватной психологической защиты. Детские страхи (чаще у девочек) - это своеобразный эмоциональный отклик на конфликты в семье. В семьях, где проявляются неуважительные, недружелюбные отношения между родителями, чаще всего встречается боязнь животных, стихии, болезней, заражения и смерти, кошмарных снов и родителей, - отмечают специалисты.

Дети в неполных или лоскутных (братья/сёстры от разных отцов) семьях больше подвержены страхам. Прежде всего, это касается мальчиков старшего дошкольного возраста. Отсутствие отца в семье нарушает формирование поведения, соответствующего полу, и психологической защиты от идущих извне угроз. Отчасти это отражается и на девочках, поскольку им также требуется навык защиты себя от опасностей.

- Дети боязливы, если считают главной в семье мать, а не отца - утверждают психотерапевты. Работающая и доминирующая мать часто испытывает нервно-психическую перегрузку, что создаёт дополнительное напряжение в отношениях с детьми, вызывает у них ответные реакции беспокойства, - считает профессор Беро. - При этом недостаточная активная позиция и авторитет отца сбивает ролевые акценты в семье, в большей степени это касается мальчиков.  Кроме того, единственный ребёнок в семье более восприимчив к страхам родителей.

Возраст родителей, точнее их жизненный опыт, также влияет на развитие страхов у детей. Более молодые родители (до 30 лет), как правило, менее опытны в воспитании, чаще прибегают к угрозам и физическим наказаниям, что, естественно, отрицательно сказывается на психике ребёнка.

"Быть не собой"

Детям с невротическими расстройствами не только трудно быть собой, но и устанавливать ровные, непосредственные отношения с окружающими - они становятся или излишне зависимыми, подчиняемыми, внушаемыми, или пытаются играть ведущие роли. Стремление к лидерству часто противоречит его внутренним возможностям - для такого ребёнка сложным является начало любого ответственного дела, у него недостаточно развита усидчивость, терпение, внимание.

- Трудности адаптации, неумение дружить, концентрация на своих переживаниях формируют феномен невротического "ухода в себя", объясняет Михаил Беро, директор Медико-психологического центра. - Отражение невротических изменений личности - постоянное чувство недовольства и неудовлетворённости собой, своего рода кризис самосознания - трансформируется в подростковом возрасте в ощущение никчёмности и потери смысла жизни, краха её ценностей.

Для подросткового возраста типичен страх "быть не собой", т. е. болезненно изменённым, не способным владеть собой, контролировать чувства.  Звучит и в страхах заражения (проникновения), бешенства, сумасшествия, изменения физического облика (уродства), в ряде случаев - боязнь чужого взгляда, наговоров, гипноза и приёма психотропных веществ.

Страх "быть не собой" - это одновременно и страх быть обезличенным, лишённым самосознания, индивидуальности. Всегда сопряжен со страхом потери человеческого облика, поскольку это означает быть посмешищем в глазах окружающих, вести себя нелепо, не так, как нужно, как следовало бы. Следствием этого будет боязнь не получить признания, групповой поддержки, страх быть изгоем, отвергнутым.

Чего боятся дети 

Условно детские страхи можно разделить на 7 групп:

* медицинские (страх боли, уколов, крови, врачей и болезней);

* страхи, связанные с причинением физического ущерба (неожиданных звуков, нападения, транспорта, огня, пожара, стихии, войны);

* страхи смерти собственной и родителей;

* страхи животных и сказочных персонажей;

* страхи кошмарных снов и темноты;

* социально опосредованные страхи (людей, родителей, наказания

с их стороны, опоздания, одиночества);

* "пространственные" (высоты, глубины, воды, замкнутого/открытого пространства).