Загрузить еще

Как я продавал телефоны, нашпигованные спичками и жвачкой

Как я продавал телефоны, нашпигованные спичками и жвачкой

Портативные "трубы" вошли в нашу в жизнь всерьез и надолго, став уже чем-то обыденным и обязательным. Понятно, что достаточно часто каждый из нас меняет телефон - кто в погоне за модой или престижем,  кто соблазняется новыми техническими  возможностями, а кто просто чтобы что-то в жизни поменять. Старые уходят или к тещам-бабушкам, или занимают свое место в рабочем столе - про запас, а большинство же сбываются на рынках - универсальном месте, где можно все купить и все продать... 

Долгая дорога к "тумбочникам"

"Куплю мобильный телефон" - такая надпись неоднократно встречалась вам на прилавках так называемых "тумбочников". И если в ваших руках мобильный, то пройти мимо таких торговцев, не услышав вопрос: "Не продаете ли?" - случай небывалый. Хотя эти люди и вызывают в некоторых из нас недоверие, но, когда возникает необходимость продажи телефона, мы вынуждены прибегнуть к их услугам. А насколько это недоверие оправдано, попытался выяснить журналист "КП", вступив в ряды таких вот уличных продавцов. После многочасового похода по всем известным мне местам обитания "тумбочников" впечатление сложилось такое, что в масонскую ложу попасть проще, чем устроится к ним работать. И, услышав долгожданное "да" после множества отказов, я не сразу поверил своим ушам. От Вадима, хозяина нескольких уличных точек по продаже мобильных телефонов, недавно ушел продавец, а работать самому ему особого удовольствия не доставляло.

- Для этой работы, - как он выразился, - есть специально обученные люди.

В их число он меня и зачислил после небольшой проверки моих знаний телефонного ассортимента.

- Постоишь пару дней со мной, посмотришь, как работает "настоящий мастер", а там видно будет, брать тебя или нет, - сказал Вадим. 

Обмани ближнего своего

Первым  делом с моей помощью Вадим нажился на своих же коллегах. 

- Пока ты здесь человек новый и на рынке еще не примелькался, возьми пару "глюков" и попытайся их кому-нибудь продать. ("Глюками" Вадим называл совсем безнадежные телефоны, которые без каких-либо шансов на спасение дорабатывали свои последние дни.) Но старайся подходить к тем, у кого товара на витрине поменьше, они купят дороже. Еще Вадим назвал сумму, которую я должен принести ему, и добавил, что если смогу поднять цену, то разница моя.

- Мобильный телефон продаете? - именно с этим вопросом обратился ко мне очередной "тумбочник". Мой босс явно загнул цену за эти два телефона и это был уже третий торговец, к которому я подходил. Первые два давали гораздо меньше требуемой суммы. Тот факт, что мобилок у меня было две, причем в полной комплектации, в коробках и с документами, явно порадовал продавца. Не впечатлила его только цена, завышенная мной еще на сотню, чтобы иметь шанс поторговаться. После стандартной проверки на работоспособность, всевозможных функций и комплектующих, торговец, стараясь сбить цену, начал мне указывать на все недостатки моего товара. Но я уже слышал все эти истории про потертый корпус и шумы в динамиках и достойно парировал все его выпады.

- Ну ладно, скинь еще двадцатку - и забираю, - начал сдавать позиции продавец. На его витрине было всего три телефона, и это сыграло решающую роль.

- По рукам, - я забрал деньги и, весьма довольный собой, отправился на родную точку. На этой сделке я наварил целый полтинник - очень недурно для первого раза!

Мы такие же жертвы обстоятельств.

Я уже несколько дней наблюдал за тем, как Вадим критиковал недостатки предлагаемых ему телефонов, а при продаже расхваливал их же, как венец творения. А стоило ему заметить слабину или неуверенность в своем клиенте, он тут же убеждал его отдать товар за бесценок или купить какой-нибудь хлам за баснословную сумму, ну прямо настоящий профессор психологии.

А такая вещь, как продажа комплектующих, дело для опытного "тумбочника" обычное. Ведь достать их из коробки не составляет большого труда. А все эти шнурочки, оригинальные наушники и подушечки для протирки экрана, приносят дополнительные 100-200 грн. с каждого проданного телефона. А те, кто все-таки догадается открыть инструкцию и указать на список комплектующих, получают простой ответ, что, мол, эта партия пришла в таком виде и мы такие же жертвы обстоятельств. Не оставаться же нам в убытке. 

Изделия рыночного левши

Вадиму, кроме рыночных точек, принадлежала еще и ремонтная мастерская, в которой молодой специалист Серега восстанавливал (как мог) нерабочие телефоны. Проволока, кусочки спичек, и даже жвачка, в дело шло все, что хоть как-то могло заставить телефон ожить и придать ему более или менее товарный вид. А разбитые, утонувшие и просто дефектные мобилки мы массово скупали за сущие копейки. Не позавидую тем счастливцам, к которым попадут творения этого радиолюбителя. Во время продажи таких вот "шедевров", я испытывал немалый дискомфорт, ведь в случае с особо пытливыми покупателями дело могло дойти до скандала. Успокаивало лишь то, что гарантия у нас была всего неделю, и возможность поломки за такой короткий срок была минимальной. Ну а если наш "высококачественный товар"  все же "умирал" в гарантийный срок, то Вадим грамотно объяснял, что в поломке вина покупателя. Где-то стукнули, доставали батарею не по инструкции, не дождавшись пяти секунд после отключения телефона, и все в таком роде. Вернуть за некачественный товар свои деньги - задача фактически нереальная.

"Аристократы" и "работяги"

После нескольких дней, проведенных на рынке, я думал, меня уже ничем не удивишь. Но, увидев предложенный на продажу Vertu, я все же разинул рот. Ее пытался нам продать ничем не примечательный с виду человек, которого иначе, как "серая мышь", я бы не охарактеризовал. Еще большее недоумение у меня вызвал отказ Вадима купить элитную трубку, несмотря на смешную сумму, которую просил за нее продавец. Мой вопрос, почему мы ее не купили, вызвал у Вадима лишь недоумение:

- Зачем он нам нужен, мы бы его и за полгода не продали. А телефон этот, судя по всему, ворованный, - и босс отошел сделать кому-то звонок.

Гораздо большей популярностью здесь пользуются серийные "трубы" - "работяги". Во-первых, спрос на них всегда есть, во-вторых, из двух подержанных "работяг" всегда можно сделать одну почти новую. К слову, полную комплектацию к нему, а также необходимые документы и упаковку можно купить здесь же, не отходя дальше соседнего прилавка. Вот вам и новый телефон готов!

Проработать на точке мне довелось всего неделю. Честно скажу, когда время, необходимое для выполнения редакционного задания, подошло к концу, я вздохнул с облегчением. Не потому, что уставал здесь физически или мало зарабатывал (500 гривен за шесть выходов - неплохой заработок для стажера), просто как-то неловко было все время обманывать людей. Можно, конечно, назвать то, что происходит на подобных рынках,  бизнесом, а не аферой, но... это будет очень условное определение. А чтобы не стать жертвой телефонного обмана, я как бывший "тумбочник", советую вам внимательно читать инструкцию и стараться приобретать телефон в каком-нибудь специализированном магазине. Может, немного дороже, зато надежнее. И обращайте внимание на значок UAUCRF, который находится под задней крышкой каждого мобильника. Он означает, что телефон официально сертифицирован для работы с украинскими операторами и соответствует экологическим нормам и другим стандартам.