Загрузить еще

Неля Якубова: "Наши фейерверки в Юрмале стали самыми нежными"

Неля Якубова:

Секреты работы пиротехника мы выведали у одного из лучших специалистов страны. Фейерверк - это искусство ловить момент. Ни одна фотография или видео никогда не смогут передать фантастику ночного неба, на котором неожиданно появляется рукотворные звездный дождь, кольца Сатурна или радужные спирали. Поэтому пиротехника - искусство  уникальное. "Комсомолка" разыскала одного из самых именитых мастеров этого дела - директора фирмы "Эдельвейс" Нелли Якубову и выяснила, как это - делать праздник в небе.

Ревзин требовал 5-метровые буквы

- Неля Исмаиловна, как вы пришли в такой мужской бизнес и сколько лет понадобилось для того, чтобы выйти на уровень организации шоу для конкурса "Новая волна" в Юрмале?

- Я  здесь уже 12 лет и пришла из МакНИИ (Макеевский научно-исследовательский институт - прим. авт.). Сначала пригласили в одну профильную донецкую компанию, потом решила организовать свое дело. Причем специалистов брали не с улицы, а научных сотрудников из того же МакНИИ, которые всю жизнь занимались взрывными работами на шахтах, крупнее специалистов своего дела я не знаю. От подбора персонала очень многое зависит - я, например, до сих пор боюсь взрывов фейерверков. И считаю, что, когда пиротехник перестает бояться, нужно уходить. Притупляется внимание, и тогда жди беды. В нашем деле нет права на ошибку. Почти как у саперов.

- Где этому искусству можно научиться?

- Нигде! Кадры черпаем среди военных или шахтных взрывателей. Знаю только, что в Минске читается небольшой курс лекций для студентов одного из вузов.      

- А для "Новой волны", где вы организовывали шоу в этом году, были припасены какие-то секреты? 

- В Юрмале так еще точно не стреляли. Заказы всего того, что нам было

нужно, поразили местные фирмы. Они не работали с шарами крупного диаметра и никогда не пробовали чередовать высотные и средние фейерверки. Наш фейерверк называли потом самым нежным. Только когда я пересматривала видео, поняла почему - очень нежное сочетание цветов. Можно сказать, что цвета "гуляли" - было не бешеное буйство красок, а правильно подобранная гамма. Не было наложений - розового с зеленым или прочей безвкусицы. И мы использовали необычную практику - выпускать заряды из разных точек. Я считаю хорошим показателем то, что нас пригласили на этот конкурс и в следующем году. 

- Сколько зарядов фейерверков вы выпустили над Юрмалой?

- Наверное, тонн 5-7, не меньше.

- Кто из известных людей, с кем вы работали, поразил вас больше всего?

- Пожалуй, кроме Александра Ревзина (российский режиссер-постановщик, который занимается постановкой "Песни года", "Новой волны", "Славянского базара", премии "Муз-ТВ" и прочего - прим. авт.), больше никто! А звезды - обычные люди, которым ничего не чуждо. На "Новой волне" я обратила внимание на то, как все участники его боготворили. Мне иногда кажется, что идеи, которые он предлагает - фантастические и полностью невыполнимые, на первый взгляд. Тем не менее он всегда каким-то чудесным образом умудряется их реализовать.

Меладзе сменил ноты на взрывной пульт

- Вы - женщина, которой на своих праздниках разрешают стрелять олигархи. Какие спецпожелания для них приходилось выполнять?

- Да, стрелять разрешают, но предпочтения самые разные! Был клиент одной частной компании, который хотел, чтобы залпы выстреливали ровно между его тостами. Вот он сказал тост, фейерверк выстрелил. Некоторые хотели, чтобы фейерверк вообще не производил никакого шума.

- Это реально сделать?

- Да! Огневые фигуры, поднимался огнепад, то есть отчасти низовой фейерверк.

- А какие фигуры приходилось делать?  

- Были клиенты, которые хотели, чтобы мы смастерили ковш, из которого льется металл, другие хотят, чтобы на свадьбе был шикарный 5-метровый герб семьи. А недавно один клиент попросил выложить перед роддомом больницы им. Вишневского - "Маша, спасибо тебе за сына!" Буквы огромные, все это длиной метров 20 и состоять должно из горящих свечей. Эффект в итоге был волшебным. А к празднику Ивана Купала нас просили набрать из свечей бабу в народном стиле. Это была самая большая фигура, которую нам когда-либо приходилось делать - почти 11 метров.

- Каким звездам вы устраивали шоу в небе?

- Да список уже такой, что могу всех и не вспомнить - Ирина Билык, София Ротару, Верка Сердючка, братья Меладзе. Помню, что на одном из мероприятий Константин Меладзе сам попросился за пульт, с которого мы запускаем фейерверки. Объяснили ему, куда нажимать и какие эффекты получаются, - и он устроил отличное шоу, так что и сам остался в полном восторге.                  

- Вам постоянно приходится руководить мужчинами, которые взрывают за 5 минут тонны пороха. Это тяжело?

- Никаких особых проблем с этим у меня не возникает - может, потому, что это ответственные и взрослые люди.  Немного непривычно было только в Прибалтике на "Новой волне". Там они не только медленно делают, но и, что называется, медленно "слышат". Но все преодолимо!

Цена огненной улыбки    

- У вас искусство, которое просчитать, а главное отрепетировать, невозможно. Как вы опробуете свою пиротехнику?

- А вот в этом и секрет! Знаю, единственный, наверное, случай, когда пиротехники проводили репетицию - это было перед Олимпиадой в Пекине. А так этого не происходит - потому что вопрос слишком затратный. В принципе, раньше мы отсматривали новые фейерверки в парке им. Ленинского Комсомола, но в последнее время такое не проводится уже. Дорогое все-таки удовольствие.

- Раскройте секрет, действительно ли во время фейерверка в воздух взлетает "квартира в центре"?

- Нет, это уже миф. В среднем, одна минута фейерверка может стоит около 1 000 долларов. В районе 5 000 долларов можно сделать хороший фейерверк на 10 минут. Самый долгий фейерверк, который мне доводилось проводить, был в Макеевке - почти полчаса.

- А самый дорогой эффект, который можно устроить в небе?

- Все зависит от наполнения шара, который раскрывается. В категории дорогих - эффект короны, улыбки - в какой-то момент в небе появляются глаза и улыбающиеся губы. Очень красиво выглядят кольца Сатурна.

- А модные сейчас "водные" фейерверки заказывают?

- Да, мы первыми попробовали стрелять с Кальмиуса. Мы устанавливали плоты на реке, с которых производили запуск. Эффект отражения огней в реке был самым неожиданным. Кроме того, можно производить запуск с берега водоема, чтобы заряд угодил под воду и шар открывался прямо над водой. Еще есть технология, когда образовываются водные фонтанчики.

Существует примерно 400 видов эффектов, которые можно создать в небе. В среднем фейерверки взрываются на высоте 200-300 метров.  Некоторым видам нужно до 500 метров. Максимальная высота для фейерверка - около 900 метров. Безопасное расстояние от жилых домов должно составлять 100-300 метров.

Неля Якубова родилась в Макеевке Донецкой области. В 1991 году закончила Ростовский институт народного хозяйства. Вернулась в Украину, где работала в Макеевском научно-исследовательском институте. В 1997 году основала компанию "Эдельвейс", которая занимается организацией фейерверков. Награждена рядом наград от Донецкой обладминистрации. Компания завоевала премию за лучшую режиссуру на международном фестивале фейерверков в Ялте.