Загрузить еще

Как избавить ребенка от стресса первоклассника

Как избавить ребенка от стресса первоклассника

Донецкие психологи дают советы как подготовить  малыша к первому походу в школу. Последние августовские недели пролетят с космической скоростью, и бывшие детсадовские крохи получат гордый и многообещающий статус первоклашек. Поступление ребенка в школу - событие радостное и тревожное. Главная задача родителей на этом этапе - сформировать у малыша положительную мотивацию к школе, жажду познания нового, стремление научиться многому полезному и интересному. Как сгладить школьный стресс для ребёнка, советуют психологи городского научно-методического центра (управления образования Донецкого горсовета).

- Самое главное - будущему первоклашке нужно  уделять как можно больше внимания. Общение с ним должно строиться не в школьной, а в дошкольной форме. Оно должно быть непосредственным, эмоциональным. От малыша ещё нельзя строго требовать соблюдения правил школьной жизни, ругать и наказывать его за их нарушения. Это может привести к проявлению стойкого отрицательного отношения к школе, учителю, учению - советует Светлана Тарасенко-Конюшенко, психолог-методист городского научно-методического центра.

Что должен уметь первоклашка

Психологическая готовность (достижение определенного достаточного уровня психического развития и сформированных психических процессов) ребёнка определяется 3-мя аспектами - интеллектуальным (познавательным), эмоционально-волевым и мотивационным.

Интеллектуальная (познавательная) готовность к школьному обучению предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний и связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы.

Эмоционально-волевую готовность считают сформировавшейся, если ребёнок умеет ставить цель, намечает план действий, принимает решения. Будущего первоклассника ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребуют учитель, школьный режим, программа,  - объясняет Светлана Тарасенко-Конюшенко, психолог-методист городского научно-методического центра.

Мотивационная готовность сформирована, если у малыша есть желание ходить в школу, получить новую социальную роль - роль школьника, сформировано отношение к учителю как ко взрослому, есть желание заниматься с учителем, развиты необходимые формы общения с одногодками, доминируют мотивы обучения, есть стремление к приобретению знаний.  О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом.

Развиваем мышление

Упражнения на развитие познавательных процессов

Ребенок должен уметь ответить на следующие вопросы:

* В каком городе (поселке, деревне) ты живешь?

* Назови свой адрес. На каком этаже ты живешь?

* Сколько этажей в вашем доме? Сколько этажей над вашей

квартирой?

* Сколько этажей под вашей квартирой?

* Какие улицы (проспекты) находятся рядом с домом?

* Какой транспорт проходит вблизи вашего дома?

* Остановки какого транспорта расположены около

вашего дома?* Какие магазины, учреждения находятся поблизости от вашего дома?

Следующее задание - во время прогулки вы предлагаете ребенку найти определенное дерево, клад по вашим указаниям: "Пройди 10 шагов вперед, повернись направо и пройди 5 шагов, затем 3 шага назад" и т. д. Используйте игры "Найди игрушку", "Куда спрятались дети" и т. д.

Попросите ребенка определить расположение предметов относительно себя - впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу, перед, за. Показать направление от себя: вперед - впереди, назад - сзади, направо - справа, налево - слева.

Ещё одно упражнение на мышление - нужно сравнить предметы по таким существенным признакам, как длинный - короткий, высокий - низкий, широкий узкий, толстый - тонкий. Затем сопоставить предметы, отличающиеся двумя или тремя признаками. Какая дорожка длиннее? Почему? Что длиннее: карандаш или линейка? Что короче: пальто или платье?

С этим у детей часто возникают затруднения. Малыши при определении признаков предмета заменяют их более общими (большой - маленький). Внимательно прислушайтесь к речи ваших детей. Не говорят ли они - большая лента вместо длинная лента, большой столб, маленький столбик вместо высокий и низкий.

Тренируем внимание и память

Для развития внимания, можно предложить ребенку, послушать и запомнить то, что происходит за окном или за дверью. Затем просить рассказать, что он слышал.

Особенно важную роль в развитии малыша играет память. Ребенок обычно не ставит перед собой цель что-либо запомнить, поступающая к нему информация запоминается как бы сама по себе.

Тренируем память:

* Ребенок повторяет движения рук и ног за взрослым. После запоминания очередности упражнений, попросите повторить их в обратном порядке. * Покажите ребенку картинку, пусть некоторое время он посмотрит на нее, затем переверните на другую сторону. Пусть назовет в деталях, что было изображено на ней.

Формируем наблюдательность

Развивать наблюдательность можно таким способом: фиксировать внимание на том, что видит ребенок на прогулке, во время экскурсий. Надо приучать его рассказывать о своих представлениях, при этом важно заинтересованно (!) выслушивать, даже если они односложны и сбивчивы.

Тренировка этой способности должна проводиться в тесной связи с развитием памяти и мышления, а также одновременно с формированием познавательных потребностей ребенка. В качестве упражнений на развитие моторики можно предложить следующие задания:* нарисовать простой узор;* игра "Съедобное - несъедобное", а также любые игры и упражнения с мячом.

Памятка родителям:

* Нe допускайте, чтобы первоклассник скучал во время занятий. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий!* Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если что-то не получается, сделайте перерыв, вернитесь к упражнению позднее или предложите ребенку более легкий вариант.* Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.* Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите своего малыша дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

* Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому лучше выбирать игровую форму.* Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.

* Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т. д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.  Но самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд. Радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Больше любви и внимания к будущему первокласснику. Чтобы он мог чувствовать, что его окружают мудрые, понимающие родители.