Загрузить еще

Путешествие по черепаховому краю

Путешествие по черепаховому краю

Журналист "Комсомолки" узнал все тонкости путешествия на байдарке. Водный туризм - это что-то среднее между пешим походом и отдыхом в палатке на одном месте. Находишься в постоянном движении, но в то же время не нужно вещи на себе таскать. Наверное, поэтому я и согласился принять участие в сплаве по Северскому Донцу от поселка Балаклея в Харьковской области до Святогорской Лавры. Это один из самых популярных маршрутов у водных туристов, которые не стремятся к излишнему экстриму, и один из лучших для начинающих байдарочников.

Чтобы спуститься вниз по реке, нужно сначала по ней подняться. К счастью, в нашем случае мы могли воспользоваться электричкой и с одной пересадкой добрались к поселку Балаклея. Здесь мы наняли такси и доехали к берегу Балаклейки, небольшой речушки, через два километра впадающей в Северский Донец. Многие подъезжают к ней возле рынка, чтобы запастись провизией на десятидневное путешествие.

Наша байдарка

В нашей команде три человека, среди которых только я никогда не сидел в байдарке. Остальные - люди бывалые, чуть ли не каждое лето на реке. В качестве транспорта мы решили выбрать двухместную байдарку "Таймень", причем меня посадили посредине, туда, где обычно находится багаж. Правда, весло все-таки дали, и на том спасибо.

"Таймень", наверное, самое популярное плавсредство среди водных туристов. На алюминиевый каркас, который собирается за считанные минуты, натягивается кожух из прорезиненной ткани - и можно плыть! Простая, надежная, довольно комфортная байдарка - ни одной лишней детали, а значит, ни грамма лишнего веса. Стоимость тоже радует: если брать с рук, то можно найти за тысячу гривен. Правда, новая потянет на 500-600 условных единиц, но стоит ли переплачивать? По чердакам и подвалам пылятся тысячи приличных экземпляров, хозяева которых с радостью уступят их по сходной цене.

Но могут быть, конечно, и другие варианты: новые байдарки за баснословные деньги, катамараны и даже самодельные плоты. Среди последних нередко встречаются конструкции из четырех автомобильных камер от грузовика, покрытых дощатым настилом, на который ставится палатка. Выглядит внушительно и удобно, но вот безопасность таких сооружений под большим вопросом.

Тонкости сплава

- Грести - дело нехитрое, - поучали меня спутники, - главное синхронно, от других не отставать, весло слишком не топить...И не торопись, скорость зависит не от того, как быстро ты размахиваешь веслом, а от плавности и слаженности движений. 

Я старался придерживаться советов, но что хорошо в сплаве по несложной для прохождения реке, так это возможность вообще не грести. Плывешь себе по течению и рассматриваешь проплывающие мимо пейзажи! Что я частенько и делал.

Впрочем, один из команды все-таки расслабляться не может - он постоянно вглядывается в воду по курсу. Хотя Северский Донец не отличается сложностью, но опасен для байдарок притопленными деревьями. В некоторых местах они образуют целые заторы, которые приходится обходить по берегу. Острые ветки, спрятанные под водой, с легкостью пропарывают днище суденышка. Это обстоятельство немного напрягает, тем более что вода в реке не отличается чистотой, и в ней трудно что-то рассмотреть.

Кстати, о речной воде: пить ее нельзя. Разве что предварительно хорошенько прокипятив. Питьевую воду приходится добывать по деревням, разыскивая какой-нибудь колодец. Здесь же можно прикупить некоторые продукты, например, хлеб, молоко и яйца. Правда, среди деревень попадаются полумертвые, куда хлеб привозят два раза в неделю, а местных жителей так мало, что отыскать их не так просто.

К концу каждого дня мы начинаем пристально всматриваться в берег. Нужно не пропустить подходящую стоянку, чтобы до темноты успеть разгрузить байдарку, поставить палатку и начать готовить ужин. Для этой цели идеально подходят песчаные пляжи, но опытные байдарочники шутят, что после восьми вечера лучшая стоянка для ночевки - любая. Поэтому затягивать с ее поиском не стоит, если нет желания выходить на заиленный берег, продираясь через заросли тростника.

Красота

Поиск стоянки и обустройство временного лагеря, пожалуй, самое сложное в сплаве. Вечером палатку ставишь, утром собираешь. Но ведь совсем необязательно делать это каждый день. Если место красивое, то почему бы не остаться там подольше? Берега Северского Донца очень живописны и разнообразны. Тут тебе и сосновые леса, и меловые горы, и удобные песчаные пляжи - выбирай, что душе угодно. Местами путь лежит через заповедники, где за каждым изгибом реки открываются такие пейзажи, что не хочется выпускать камеру из рук.

Как-то раз мы устали грести и молча рассматривали проплывающий мимо лес. Сидели не шевелясь, каждый думал о своем, когда вдруг заметили косулю, которая пришла к реке на водопой. Мы бесшумно выплыли из-за поворота и она, вероятно, приняла нас за обычное бревно: бросилась в лес, когда байдарка стала проплывать совсем рядом. Что тут скажешь? Это вам не зоопарк с измученными животными за решеткой. Совсем другое впечатление.

Практически на всем пути нас сопровождали черепахи. Их тут огромное количество, я раньше и не подозревал, что у нас черепаховый край. Спят себе на стволах притопленных деревьев. Если грести, а значит шуметь, то они будут плюхаться в воду по ходу движения. Правда, те, которые побольше и постарше, вообще не обращают внимания на туристов: скрываются в воде только если подойти к ним вплотную.

Где-то в этих местах разворачивались события "Слова о полку Игореве", но где точно, никто не скажет. А вот тяжелые бои последней войны оставили свои отпечатки - хорошо видные следы пуль и осколков на опорах старых мостов. Под Изюмом погибло особенно много людей, там установлен мемориал, а крутой и высокий правый берег дает хорошее представление о том, что пришлось перенести солдатам, которые его штурмовали.

Но в конце путешествия, на подступах к Святогорью, мысли о войнах уходят. Течение не быстрое, но жаль, что оно вообще есть, - так хочется остаться в этих местах подольше. В конце концов, на правом берегу появляется Лавра. С реки она выглядит по-другому, кажется, что верхняя церковь буквально висит над головой. Возле моста мы выходим на берег: десятидневный сплав закончен.

Справка "КП"

Набор вещей и продуктов, которые необходимо взять с собой в сплав, практически ничем не отличается от обычного туристического. Но особое внимание стоит уделить герметичности упаковки. Это могут быть полиэтиленовые мешки, но лучше всего подходят пластиковые цилиндрические емкости, которые не утонут, даже если байдарка перевернется. Учитывая то, что байдарка все-таки транспортное средство, можно взять больше вещей, чем для пешего похода, но слишком злоупотреблять не стоит. Ведь все это надо будет нести к реке и обратно.

Сплав по реке - это, как правило, групповой вид отдыха. Если вы новичок, то лучше поискать опытных байдарочников и присоединиться к ним. Обычно это делают через клубы водного туризма, по Интернету или через друзей. В первый раз отправляться в сплав без опытных спутников не рекомендуется - отдых рискует превратиться в череду проблем, с которыми вы неминуемо столкнетесь по незнанию. Но и к слишком большим группам присоединяться не стоит. Опыт показывает, что командам, в которых более 12 человек, приходится значительно труднее. Для такого количества людей непросто найти подходящую стоянку, возникнут проблемы с тем, чтобы держаться вместе, да и столь необходимой в походе слаженности (в том числе психологической) добиться будет непросто.