25 декабря
Загрузить еще

Председатель Донецкого областного общества потребителей Александр Удовиченко: «Обменять можно абсолютно все недоброкачественные товары»

Председатель Донецкого областного общества потребителей Александр Удовиченко: «Обменять можно абсолютно все недоброкачественные товары»
Фото: Фото: К.Буновский

Можно ли доверять качеству товаров на прилавках донецких магазинов? Как не попасть впросак, выкладывая кровные за крупную покупку? Что делать, если на рынке подсунули несвежий продукт или обвесили?  Где искать защиты рядовому донецкому покупателю?     В  преддверии Всемирного дня  потребителей в гостях у «Комсомолки» побывал специалист в этой пока неизведанной для большинства граждан сфере - председатель  Донецкого областного общества потребителей Александр Удовиченко.

Правильное заявление – 50%  успеха.

* Здравствуйте. Алексей из Донецка беспокоит.  Скажите, имеет ли право общество потребителей какие-нибудь реальные рычаги воздействия на коммунальные службы и предприятия? К примеру, на Донецкие электрические сети или «Донецкоблэнерго», в случае, если они не предоставляют качественных услуг?

-Электроэнергия – это продукция. То, что касается напряжения, частоты и ряд других показателей, - все это относится к понятию «качество продукции», его проверяют центры стандартизации и метрологии.  В Донецкой области – это  ГП «Донецкий научно-производственный центр стандартизации, метрологии и сертификации». Он располагает специальным средством измерительной техники - энергомонитором, который контролирует 13 показателей качества электроэнергии по ГОСТ 13109.  

Услуги по организации электроснабжения контролируют  государственные структуры - Главное Донецкое областное управление по делам защиты прав потребителей и Донецкое территориальное представительство Национальной комиссии по регулированию электроэнергетикой (НКРЭ). Они имеют  право выдавать предписания об устранении нарушений, накладывать штрафы на предприятия в целом, привлекать виновных должностных лиц к административной ответственности т.д.

Инструмент же влияния общественных организаций иной: мы можем быть инициатором обращения во властные структуры или в суд. В общей сложности, мы выиграли процентов 95 исков, которые подали. Миссия ДООП – это просвещение граждан и разъяснение потребителям, как можно эффективно действовать, не обращаясь к профессиональным структурам. Адвокаты и юридические фирмы требуют внушительных  гонораров, а иск может затянуться на годы. Мы считаем, что, в принципе, по большинству дел даже при минимальных знаниях потребитель можно эффективно отстоять свои права.

* Алло. Александр Филиппович, с чего нужно начинать тяжбу с продавцом?

- Процедура универсальна. Во всех случаях нужно начинать с написания заявления  в адрес потенциального ответчика. Эту процедуру юристы называют «фиксирование факта». Вы должны вручить заявление и попросить получателя (будь то ответственный секретарь, руководитель и т.д.), завизировать экземпляр заявления, то есть, поставить свою фамилию, дату,  подпись. При этом копию заявления оставляете себе.

С момента, как ответчик получил ваше заявление, начинает исчисляться жёсткий процессуальный срок – 14 дней.  Считайте, 50% успеха у вас в кармане. Если ваши требования не удовлетворены в этот срок, по истечении предприниматель либо платит вам неустойку, либо вы получаете право на обмен товара или возврат денег. Субъекты хозяйствования, в свою очередь, об этом хорошо осведомлены, потому ни под каким видом не принимают заявление. Лучше отправить заявление заказным письмом или (надежнее) курьерской почтой.

Даже если в ответном письме вас грубо послали…, ответ - это свидетельство того, что ответчик рассмотрел ваше заявление и отказал в вашем требовании. Суд рассматривает ответ как доказательство того, что вы исчерпали возможность внесудебного решения конфликта. Далее идете в суд, чтобы в принудительном порядке добиваться обмена, возврата денег и т.д.

Обменять можно и товар по скидке

* Добрый день. Меня зовут Валентина. В этом месяце я купила по акции мобильный телефон. Так вот, аппарат приходится заряжать каждый день, у моих знакомых такая же модель, но заряжают они её раз в три дня. Могу ли я его обменять?

- До 1-го декабря 2005 года, когда вышла вторая редакция закона «О защите прав потребителей», ст. 14 этого документа давала потребителю право после первого же дефекта выбрать решение подобного вопроса следующим образом: уценить, заменить товар на новый, расторгнуть договор – то есть вернуть деньги, отремонтировать или купить на эти деньги другой товар. После опубликования новой редакции Закона (13.01.2006) ст. 8 несколько изменила эти права. Потребитель при обнаруженном первом дефекте имеет право только на уценку, ремонт силами и за счёт продавца или силами третьей стороны за счёт продавца.

В вашем случае право на замену товара вы будете иметь, если оперативно напишите заявление в 2-х экземплярах на имя директора магазина, где купили телефон. И надо указать следующее: «Прошу в соответствии со ст. 8 Закона Украины «О защите прав потребителей» провести экспертизу и установить причину возникновения дефекта. В случае отсутствия моей вины, отремонтировать за ваш счёт в течение 14 дней». Срок ремонта нужно указывать жёстко. Если там не успевают отремонтировать телефон, автоматически у вас появляются 2 дополнительных права – на расторжение договора и возврат денег без какой-либо уценки (амортизации) или замена на другую модель.

Есть товар продан со скидкой, то на него распространяется действие Закона «О защите прав потребителей» без изъятий. Если товар уценён, то покупателю  должны указать, какие именно имеются дефекты. Если какой-то дефект утаили или дефект появился в период эксплуатации, наступает действие Закона «О защите прав потребителей».

- А надписи в магазинах «акционный товар обмену не подлежит»?

- Воспринимайте это как доброе пожелание продавца, с которым вы можете не согласиться. Правильное объявление звучит так: «Доброкачественные товары не подлежат возврату и замене». По постановлению Кабмина (от 19.03.1994 №172) установлен Перечень товаров надлежащего качества, которые не подлежат обмену или возврату. Универсальным требованием Закона «О защите прав потребителей» является норма: все НЕдоброкачественные товары подлежат ремонту, а если это невозможно, то замене. При этом обменять можно любые НЕдоброкачественные товары, в том числе: лекарства, пищевые продукты, нательно-постельное бельё и даже драгоценности.

Требуйте документы и чек

* Светлана. Донецк. Интересует вопрос: что сейчас чаще всего подделывают?

- По некоторым официальным источникам, сейчас среди того, что попадает на отечественные прилавки -  30% фальсификата. Чаще всего подделывают дорогие импортные лекарства. Поэтому куда выгоднее покупать недорогие отечественные медикаменты. Они стоят копейки и на их подделку нужно потратить больше денег, чем потом заработаешь.

Всю жизнь подделывали икру, водку, шампанское, все деликатесы в банках. И будут подделывать, что бы ни делали правоохранительные органы.

* А какие документы имеет право потребовать покупатель у продавца, чтобы удостовериться в качестве товара.

- Если продукция подлежит обязательной сертификации (алкогольные напитки, все детские вещи, продукты длительного хранения) – сертификат соответствия, если сертификации не подлежит – заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы МОЗ.  Если покупаете продукты на рынке - заключение местной (на рынке) санитарно-ветеринарной экспертизы; документ изготовителя или дистрибьютора, который ввёз эту продукцию (для импортной), паспорт качества от изготовителя. И, конечно же, чек при отпуске. При любых сомнениях  требуйте накладную (там указан поставщик -изготовитель, дата поставки, цена).

Что касается товаров российского производства - с 1 января 2010 года в РФ отменена обязательная сертификация пищевой продукции, косметических товаров, посуды. Контроль, тем не менее, есть. Сертификацию на соответствие стандартам заменили процедурой подтверждения соответствия продукции техническим регламентам (как в ЕС). Этот порядок предусматривает оборот 2 документов: или декларация о соответствии (выдаёт сам производитель под собственную ответственность) или сертификат соответствия, который подтверждает, что эта продукция  соответствует техническому регламенту (выдаёт орган по сертификации – третье компетентное юрлицо). 

Правда, товаров, подлежащих обязательной сертификации в России всё меньше в связи с введением технических регламентов.

Куда звонить?

Донецкое областное общество потребителей:

(0622) 58-00-12

Главное Донецкое областное управление по делам защиты прав потребителей:

(062) 304-53-38, (062) 335-36-49

ГП «Донецкстандартметрология»

(062) 348-35-10, (062) 386-31-30

Из досье КП

Александр Филиппович Удовиченко 19 марта 1953 года в Брянке Луганской области.  В 1975 году окончил с красным дипломом Луганский машиностроительный институт (сейчас Восточно-Украинский национальный университет им. В. Даля). Служил в зенитно-ракетных войсках (Таллинн).

С 1975 года работает в Донецком центре стандартизации, метрологии и сертификации. С 1989 возглавляет Донецкое областное общество потребителей. Женат, есть сын, дочь и внучка.