После трагедии в Запарожье, когда подъемник раздавил беременную женщину ("КП" от 25 января), началась настоящая "лифтовая паника".Коммунальщики уже бьют тревогу - такая трагедия может повториться в Донецкой области где угодно и когда угодно! Большинство подъемников в регионе уже давно "пенсионеры" и нельзя прогнозировать, когда изошенное оборудование, что называется "взбесится" и убьет еще кого-то.
Как известно, большинство лифтов в Донецкой области запускались примерно в один момент - это конец 70-х, начало 80-х годов. Поэтому, львиная доля всех подъемников в регионе - это примерно равесники. Так вот именно сейчас у них одномоментно истек срок годности. И коммунальщики стали хвататься за голову - где же брать сотни миллионов гривен на ремонт этого оборудования?
- Получилась абсолютно безвыходная ситуация. Поскольку у большейчасти лифтов одномоментно истекли сроки эксплуатации, нужны огромные суммы на то чтобы провести модернизацию, капитальный ремонт и замену лифтов. Сейчас эта сумма уже порядка 465 000 000 гривен! А теперь сравните, мы в год сейчас реально тратим на лифты только 9 000 000 гривен. - говорит заместитель начальника отдела жилищного хозяйства и благоустройства Главного управления жилищно-коммунального хозяйства Донецкой облгосадминистрации Татьяна Митенкова.
Естественно, почти полмиллиарда гривен на ремонт одних только лифтов в госбюджете нет. Тем более, что на самую затратную статью расходов - капитальный ремонт жилья - для Донецкой области выделяют в 4 раза меньше - порядка 100 000 000 гривен в год. Поэтому, нынешняя сумма, которая нужна на приведение в порядок всех подъемников, просто фантастическая.
- Мы уже не один раз ставили в известность Министерство ЖКХ о том, что в Донецкой области может произойти настоящий социальный взрыв, если одномоментно остановится 48% лифтов. Однако, средства на решение этого вопроса так и не нашлись.-сообщает Татьяна Митенкова.
В Донецкой области сейчас 9 735 лифтов. При чем речь идет о подъемниках исключительно в жилых объектах. Без учета больниц, предприятий и прочих учереждний. Так вот из этого числа 4 434 лифтов уже отслужили свой срок - этим подъемникам исполнилось больше 25 лет. А это значит, по всем правилам безопасности им должны проводить модернизацию. Вот и получается, что каждыйвторой лифт Донецкой области - потенциально опасен. И альтернативы нет. Все равно придется ездить на том, что есть, поскольку средств на ремонт нет.
- Кроме того, что у лифтов закончился срок эксплуатации, в Донецкой области сейчас 658 лифтов просто не работают. Причин тут несколько. Во-первых, большинство из них изношены и просто нуждаются в полноценном ремонте. Во-вторых, лифты стоят из-за того, что стали жертвами вандалов или давно разворованы.- говорит Татьяна Митенкова.
При чем именно изношенные лифты и становятся смертельно опасны. Поскольку именно на устарешем оборудовании невероятно высокий риск того, что не пройдет сигнал о закрытии дверей и лифт начнет движение.
Вообщем-то выход из этой ситуации есть. Имеющиеся лифты нужно просто модернизировать. Сейчас список подъемников, которым срочно нужно обновление дошел до 4 706 подъемников. И это не считая того, что в капитальном ремонте срочно нуждаются уже 562 подъемника. Но при нынешних темпах, когда на лифты выделяются всего по 9 миллионов гривен в год - отремонтировать все удастся в лучшем случае к 2035 году.
- Ситуация складывается тупиковая. Лифт отработал 25-летний срок - его нужно остановить, чтобы он ждал своей очереди на ремонт. Но останавливать их просто нельзя, потому что уже через пару месяцев такие лифты под чистую разворовывают! А это увеличивает наши расходы в разы. Если на модернизацию нужно найти 95 000 гривен, а капитальный ремонт около 40 000, то если установка нового лифта, вместо украденного - это 300 000 гривен. - говорит Татьяна Митенкова.
Одним словом, тут уже пора позавидовать тем городам, в которых нет вообще ни одного лифта. Так например, Докучаевск, Новогродовка или Ждавнока, вполне обходятся без единого подъемника. Но в этих городах нет многоэтажных зданий.