22 ноября
Загрузить еще

Донецкое метро превращается в подземное озеро

Донецкое метро превращается в подземное озеро
Фото: Фото: К.Буновский

На этой неделе недостроенное метро стало темой № 1 в Донецке. Стройка, которую не могут завершить уже более 17 лет, теперь несет реальную угрозу для безопасности жителей Донецка. Из-за огромных долгов по зарплате метростроевцы перестали выходить на работу и откачивать воду. Под Донецком разливается подземное озеро, которое скоро начнет подтапливать жилые дома в центре города.

Тоннели затопит уже через 2 недели

Проблема назревала не один месяц. Все началось с того, что в январе нынешнего года работникам метростроя полностью прекратили платить зарплату. И уже с лета "Донецкшахтометрострой" начал забрасывать Минтранс, Кабмин и местные органы власти письмами с просьбой разобраться в этом вопросе. Но эта многотомная переписка закончилась ничем и большая половина коллектива просто была вынуждена уволиться. Сейчас на предприятии остались порядка 280 рабочих. Долг перед ними превышает 8,5 миллиона гривен. И когда стало ясно, что Минтранс даже не собирается оплачивать работу строителей, они пошли на крайние меры.

С 1 декабря метростроевцы решили выполнить свою давнюю угрозу и просто не вышли на работу. Однако подземка - это не та стройка, которую можно одномоментно остановить и закрыть. Дело в том, что ежедневно из подземных тоннелей рабочие откачивали сотни тонн воды, которая теперь просто с бешеной скоростью наполняет подземные лабиринты. И вот тогда у городских властей, эмчеэсников и экологов началась паника - городу стала угрожать реальная техногенная катастрофа. А в это время под городом начало разрастаться подземное озеро. 

- Каждые сутки прибывает в среднем по 1 100 м3 воды. Самая серьезная ситуация сейчас на площадках № 14 - это станция Пролетарская, она уже практически полностью затоплена, - и площадке № 19 по улице Заречной. Туда прибывает по 20 кубометров воды в час. Заставлять людей выйти на работу мы просто не можем - им приехать не на что! - сообщает главный инженер "Донецкшахтометростроя" Владимир Щенньков.

Как заявляют эксперты, вода сейчас прибывает с такой скоростью, что некоторые тоннели уже затопит дней через 15. А вот у других еще есть время - там необратимые последствия начнутся через пару месяцев.

Вода поднялась уже на метр                             

Чтобы проверить, насколько быстро Донецк уходит под воду, "Комсомолка" отправилась на стройплощадку № 19 на улице Заречной на границе Ворошиловского и Ленинского районов. Это место, откуда, собственно, и пошло многострадальное донецкое метро. Именно тут в 1992 году начали возводить первые объекты метрополитена и прокладывать первые тоннели. Сейчас эта стройплощадка представляет собой жалкое зрелище. Пустынная территория, ржавое оборудование, обветшалый ствол для спуска под землю - в общем, местечко только для съемок блокбастеров.

- Донецкое метро должно было быть не очень глубоким - максимум метров 50. А вот тут 34 метра - ну примерно как дом 15-этажный, - говорит Николай Абрамов, главный геолог "Донецкшахтометростроя", с которым мы спускаемся вниз по вертикальной лестнице. Опускать на клети нас некому - все строители с 1 декабря дома. 

- Вот, посмотрите. Тут воды каждый час почти на 20 м3 больше становится. А уже через сутки она рискует насосы затопить, которыми мы воду откачивали. Видите, тут даже сталактиты успели образоваться, - говорит Геннадий Абрамов и ведет по подземному тоннелю, где мы стоим под проливным дождем, который идет в буквальном смысле слова с потолка. По сути, сейчас это самый проблемный участок, который из-за своей географической близости к Кальмиусу стремительно наполняется водой.

По выработкам метро уже особо не погуляешь - вода поднялась по щиколотку, а местами до колен. В тупиках в ней уже можно плавать. Там воды скопилось на метр и выше, а потоки влаги сверху, которые похожи на тропический ливень, говорят о том, что скоро на этом месте будет подземный бассейн.

Пока метростроевцы уже не верят обещаниям, что с ними наконец-то расплатятся. А новость о том, что мэр Донецка Александр Лукьянченко нашел 3 000 000 гривен, их обнадеживает мало. Мол, все хорошо, но на использование этих денег все равно нужно спрашивать разрешение в Кабмине. А там уже год не видят проблемы донецкого метро. Более того, те полмиллиарда гривен, которые обещали дать на завершение стройки в нынешнем году, решили отправить на водопровод во Львове, а оставшееся - поделить между подземками Харькова и Днепра.

Справка "КП"

Донецкое метро сейчас состоит из 7 стройплощадок. В общей сложности за 18 лет строительства было построено порядка 1,5 километра тоннелей под землей.