Вчера около 200 рабочих, задействованных в строительстве Донецкого метрополитена, вместе с семьями пикетировали здание Донецкой областной госадминистрации. На протест подтолкнуло отчаяние, так как уже 9 месяцев им не платят зарплату. Лишившись средств к существованию и разочаровавшись в обещаниях чиновников, метростроевцы решились на крайние меры.
- Если до 15 октября деньги не будут выплачены, работы по откачке воды прекратятся, - сказал корреспонденту "КП" Владимир Лащенко, председатель Донецкого шахтостроительного теркома. - После этого неизбежна экологическая и техногенная катастрофа. Больше терпеть невозможно, людей довели до ручки.
Цена вопроса - 7 900 000 гривен, которые должны поступить из государственного бюджета. Возможные последствия от затопления выработок могут быть действительно ужасны. От поверхности их отделяет всего 20 метров, в то время как высота строящихся станций составляет 9 метров. Прямо над выработками находятся завод "Цветмет", железная дорога, ЛЭП и около 20 жилых домов. Уже через несколько дней после того, как остановятся насосы, земля начнет проседать, повреждая все эти сооружения. Кроме того, вода с поверхности будет вымывать грунт, образуя пустоты, способные поглощать людей и автомобили.
О скорости разрушительных процессов можно судить по тому факту, что временная остановка ради вчерашнего пикетирования за считанные часы привела к затоплению станции "Красный городок" на 4,5 метра. А ведь на работу не вышла всего одна смена. Инцидент пока не представляет опасности, воду уже начали откачивать, причем на осушение станции уйдет несколько дней.
- Хорошо, мы пока откачиваем, но ведь периодически нужно менять крепь, а где для этого взять дерево, где взять цемент? - сокрушается Виталий Шаталов, начальник дирекции строящегося Донецкого метрополитена. - Покупать не на что, денег нет. Надеюсь, наверху одумаются, потому что метро построить - это не будку на поверхности сколотить.
Впрочем, вопрос о завершении строительства метро до сих пор остается открытым. Где взять необходимую сумму, да еще и во время кризиса, неизвестно. Так что не стоит удивляться, если вскоре подземные выработки законсервируют, а осуществление многолетней мечты дончан отодвинется на неопределенный срок.
Справка "КП"
Строительство Донецкого метрополитена начато 16 лет назад, в данный момент выполнено 23 % работ, освоено 830 000 000 гривен. Сейчас проводится лишь обслуживание выработок - охрана, проветривание и откачка воды.